Выселки +32 °C

Подписка на газету
В деталях

22.01.2020

Словесный яд хуже змеиного

Нужно ли бояться слова «оккупация»

Газета «Вольная Кубань» 16 января опубликовала материал «Урок истории» в Выселках, или Ком грязи в победителей», основанный на письме председателя совета ветеранов первичной организации Бейсужекского поселения Николая Яковлевича Ковалёва. Статья вызвала большой общественный резонанс в районе.

В письме земляка говорится о памятнике «Воинам, стоявшим на страже мира и Отечества в 1945 – 1954 годы», не так давно установленном в станице Выселки. Уважаемый Николай Яковлевич с возмущением рассказывает о том, что на стеле в перечислении групп советских войск в Германии значится слово «оккупационные».

Автор хлёстко описывает свою твёрдую позицию в отношении использования данного термина, считает его «аморальным и безнравственным» и утверждает, что подобные «памятники оставлять в наследие молодому поколению преступно».

Пасквиль взрывной волной накрыл общественность Выселковского района. Редакция краевой газеты всегда профессионально подходила к публикациям своих материалов. В критических — обязательно давала право высказаться обеим сторонам, но почему-то не в этот раз. «К сожалению, и так всё понятно», — пояснили журналисты своим читателям однобокий подход к проблеме, из которой явно должен был разразиться социальный скандал. Не получилось.

Ком грязи, брошен не в победителей, а тех, кто нёс службу в советских войсках в Германии. Он ударил по их чести и достоинству. Видели бы вы глаза этих офицеров на средства которых, кстати, и был установлен памятник.

Александр Васильевич Васин, председатель местного отделения общественной организации «Союз ветеранов Группы войск в Германии»:
— Подобные памятники установлены на территории всей страны, есть они и на Кубани. Многие общественные организации гордятся ими. Когда мы открывали свою стелу, на митинг из Краснодара приезжал председатель краевой организации «Союза ветеранов Группы войск в Германии». В торжественной обстановке нам вручили свидетельство местного отделения общественной организации. Для нас это незабываемое событие.
О памятнике — это моя инициатива, я поделился мыслью с членами общества, нашёл отклик, и мы обратились в администрацию Выселковского сельского поселения с просьбой оказать содействие и выделить клочок земли для реализации проекта. Спасибо, что нам не отказали. Мы собрали деньги на стелу и установили её, перечислив названия наших войск в разные временные промежутки. Жаль, что некоторые неправильно понимают слово «оккупация». И мало ли кому что не нравится, это наша история. Так назывались наши войска. И мы гордимся мощнейшей в мире группировкой советских войск, у неё были важные государственные задачи, которые мы с честью выполняли.

По просьбе местного отделения общественной организации «Союза ветеранов Группы войск в Германии» во вторник в Выселках прошла встреча, на которой Николай Ковалёв, члены общественных организаций, лидеры общественных мнений в районе высказали свои позиции по поводу недопонимания – по-другому и не назовёшь этот конфликт.

Отсутствие знаний часто порождают споры, и чтобы в них разобраться, нужно погрузиться в историю.

Итак, историческая справка.

Группа советских оккупационных войск в Германии создана после победы СССР и антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне, на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования 29 мая 1945 года. В состав ГСОВ вошли войска 1-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-ого Украинского фронта. Таким образом, в мае 1945 года образовалась военная администрация по управлению советской зоны оккупации в Германии, в задачи которой входило осуществление контроля за выполнением Германией условий безоговорочной капитуляции.

В 1954 году, в связи с образованием ГДР, Группа Советских Оккупационных Войск в Германии (ГСОВГ) преобразована в Группу Советских Войск в Германии (ГСВГ), без слова «оккупационных». К этому времени численность Группы составила почти 3 миллиона человек, а зона советской оккупации превысила 100 тысяч квадратных километров с населением 18 миллионов человек.

В 1989 году Группа стала именоваться Западной Группой Войск (ЗГВ) и прекратила своё существование в 1994 году.

Александр Иванович Тишкин, председатель ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ МВД России по Выселковскому району, полковник милиции в отставке, ветеран Группы советских войск в Германии 1976 -1978 гг.:
— Дорогие земляки! Историю не переписать и не изменить. Если уважаемым оппонентам не нравится термин «оккупация», претензии не к нам. Товарищ Сталин, главнокомандующий войсками Жуков — они принимали решение о названии войск, и это история. Мы низко кланяемся, уважаемый Николай Яковлевич, за Ваше неравнодушие ко всему происходящему вокруг, за твёрдость и крепость духа в отстаивании своей позиции. Наш долг хранить нашу историю таковой, какой она есть.

Так вот, на памятнике, с названием «Воинам, стоявшим на страже мира и Отечества в 1945 – 1994 годах», перечислены названия Группы советских войск в разное время. Это исторический факт, и никто не вправе его искажать. Переписывать историю, какой бы страшной она не была, – дело неблагодарное, более того – опасное. Об этом недавно заявил и президент РФ Владимир Путин на заседании оргкомитета «Победа».

«Мы видим, какие риски несет циничное отношение к прошлому, как фальсификация, манипуляция историческими фактами ведёт к разобщению стран и народов, появлению новых разделительных линий, формированию образа врага, — заявил он. — Ревизия истории фактически открывает дорогу к пересмотру основ современного миропорядка, к размыванию ключевых принципов международного права и безопасности, которые сложились по итогам Второй Мировой войны. Это чревато огромными рисками сегодня для всех нас…

Правда о Второй мировой войне в борьбе с нацизмом для граждан России имеют непреходящее значение. «Для нас это, прежде всего, нравственное, человеческое понятие, человеческий долг перед поколением победителей, перед павшими за Родину, перед теми, кто обустраивал и восстанавливал страну после Великой Отечественной войны».

Историческая правда скрепляет общество, служит духовным фундаментом для развития и помогает людям разных поколений ощущать себя единой нацией. «История, какой бы трудной и противоречивой она ни была, призвана не ссорить людей, а предостерегать от ошибок», — подчеркнул Путин.

Юрий Иванович Жуйко, ветеран ГСВГ:
— Наш памятник установлен ради памяти живых и павших на службе за пределами Союза. Я служил в Группе Западных войск, в Чехословакии, и с честью выполнял Конституционный долг. Гнетёт слово «оккупационный» уважаемого ветерана, и его можно понять. Оно, может быть, и мне не нравится. Но кто возьмёт на себя ответственность переписать историю? Никто. И это неправильно. От журналистов краевой газеты я требую опровержения.

Дабы не спекулировать на чувствах и героическом прошлом всего Советского народа, стоит разобраться в значении слова «оккупация». Почему мы так остро и больно реагируем на него? Конечно от того, что фашистская оккупация легла в основу всей великой трагедии Второй мировой войны, от того что, оккупанты с самого детства современного поколения граждан страны всегда ассоциировались только с фашистским режимом. Но тогда почему в Победном 45-ом слово «оккупация» появляется в официальных документах Верховного Главнокомандования, более того – в названии Группы советских войск?

Оккупация (от лат. occupatio — «захват, занятие»)  — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней и осуществляющееся в отсутствие на то воли государства, обладающего суверенитетом над данной территорией, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.

Оккупация имеет несколько видов:

  • оккупация в состоянии войны, военная, неприятельская оккупация;
  • послевоенная оккупация во исполнение условий мирных соглашений;
  • мирная (не связанная с войной) оккупация (англ. non-belligerent), оккупация в условиях мирного времени.

Поэтому позвольте не согласиться с мнением уважаемого Николая Яковлевича о том, что «политика Советского государства с 1945 по 1989 год по отношению к Германии и другим европейским странам, в которых размещались советские войска, носила оккупационный характер, а значит, ничем не отличалась от оккупационного режима фашизма». Отличалась. Послевоенная оккупация в Германии была установлена во исполнение условий мирных соглашений. Плохо это или хорошо – это совершенно другая история, и мы не вправе давать ей оценочные характеристики.

Юрий Алексеевич Трубец, заместитель председателя районной общественной организации ветеранов:
— Я считаю, что это недоразумение. Не в памятнике здесь дело, и не в надписях. Аккуратнее словами нужно разбрасываться, и в первую очередь это касается средств массовых информаций. Слово «оккупация» трактуют сегодня совершенно по-разному, и не только люди, посмотрите, что творится в толковых словарях и справочниках! Уверен, что при перечислении названия войск на стеле нельзя было убирать слово «оккупация», но при упоминании важно было объяснить его значение. «Оккупация» в данном случае – это не вооружённый захват чужой территории, а освобождение занятой – во исполнение мирных соглашений. Молодому поколению я искренне желаю смотреть в корень! Всё, что лежит на поверхности – зачастую «мыльная пена». Изучайте свою историю, знайте её, какой бы горькой правда не была, и всегда чтите подвиг Советского солдата во имя победы над фашистской Германией.

В год юбилейной славы, объявленный Президентом РФ, мы должны бережно «перелистать» прошлое Великой страны, пережить вместе с ней страшные испытания и принять историю такой, какой она есть.

После непростого разговора стремительно возвращалась в редакцию. Вдалеке, у того самого памятника, который вызвал шквал бурных рассуждений об историческом прошлом, собрались члены Союза ветеранов Группы советских войск. Они продолжали горячо отстаивать своё право на доброе имя в истории своей Отчизны.

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь.
Вадим Шефнер