Выселки +5 °C

Подписка на газету

Откровения дальнобойщика: о проблемах бизнеса грузоперевозок, платных дорогах и «обочечниках»

28 августа профессиональный праздник в России отмечают водители большегрузов.

Дальнобойщик Хасан Валиев - о проблемах на дороге и бизнесе грузоперевозок

Мы говорим с Хасаном Балиевым, водителем-дальнобойщиком из Выселок.

О профессия и семье. Хасан, как вы стали дальнобойщиком и сколько работаете в этой сфере? Так сложилась судьба, после переезда на Кубань в 2011 году, я сел за руль фуры. Работаю уже 10 лет. Вообще, конечно, эта профессия более актуальна в молодом возрасте, когда ещё нет семьи и тебе лет 20 — романтика! Дороги, разные города, новые люди. Сейчас встречаю молодых парней дальнобойщиков, у них глаза горят.

А кто вы по специальности? Техник-механик. По окончании техникума ушёл в армию, а вернувшись стал работать водителем на КамАЗе. Техника всегда меня интересовала, с 10 лет отец учил меня вождению автомобиля: мы выезжали в степь и там я рулил.

Что помогает в дороге? Семья. В пути много размышляю, люблю быть наедине со своими мыслями, вспоминаю разные моменты жизни, когда женился, когда дети рождались. Семья — главное в жизни каждого человека. Поддержка семьи помогает в дороге, ради них я живу.

Самый долгий по количеству дней рейс за эти годы? Я надолго не уезжаю, максимум 10 дней. У меня два основных направления: Москва, Питер. Дороги в этом направлении хорошие, да и рейсов больше.

О проблемах на дорогах. Что самое сложное в профессии?

Управлять машиной, которая с грузом весит 35 тонн — это огромная ответственность на дороге. Профессия закаляет мужской характер, делает более собранным. В дороге не расслабишься, необходимо быть предельно внимательным: сейчас очень много водителей, которые будто никогда даже не читали Правила дорожного движения, ездят как им вздумается. И я считаю, что это всё от безнаказанности. Например, езда по обочине практически не наказывается, а эти люди создают аварийные ситуации. Особенно тяжело летом, когда отдыхающие едут большим потоком.

Люди на дорогих машинах считают, что у них есть какой-то приоритет на дороге и нарушают все мыслимые правила. Но каждый человек, сев за руль автомобиля, становится участником дорожного движения на равных правах со всеми.

Большая проблема на мой взгляд — телефоны. Когда едешь на фуре очень хорошо видно водителей рядом, сидя за рулём 80% из них пялится в экраны смартфонов! ПДД написаны кровью и если бы все неукоснительно их соблюдали, на трассе было бы больше порядка и меньше аварий.

Часто бывают опасные ситуации на дороге? Конечно. Вот буквально пару рейсов назад, на двухполосной дороге девушка поворачивала и не вписалась в поворот, я ехал с горки, она внизу поперёк дороги встала, на встречке машины — уйти некуда, и я понимаю, что остановить фуру просто не успею. К счастью, девушка немного продвинулась в поворот и встречный автомобиль уступил мне дорогу, убежав на обочину. Иначе аварии было бы не избежать. И таких ситуаций масса!

Люди на легковых машинах зачастую даже не понимают, что многотонный грузовик быстро не остановить, «лезут» под колёса. Или «обочечники» справа втискиваются перед носом, а их просто не видно. Сейчас на многих фурах на правой двери можно увидеть надпись «Если ты здесь стоишь, Я ТЕБЯ НЕ ВИЖУ!», справа большая мёртвая зона, но в пробке прежде чем трогаться приходится заглядывать нет ли там кого.

О профессиональном. Есть ли какие-то профессиональные секреты? В России дальнобойщик не только водитель, но и механик. У нас не как в Европе — через каждые 300 метров автосервисов нет, поэтому необходимо разбираться в своей машине, постоянно развиваться, изучая новое.

Дальнобойное братство всё так же крепко? К сожалению, реалии современности таковы, что помощи на дороге ждать не приходится. Никакого братства уже нет, каждый сам за себя. Вот буквально недавно случай был. В рацию водитель попросил помощи, нужен был домкрат. Все, кто был в канале, заявили, что свой надо иметь и проехали мимо. А оказывается у человека резко спустило правое колесо, плюс он съехал на обочину и машина накренилась вправо, с одним домкратом он бы не справился.
Деньги управляют миром, люди стали забывать простые человеческие отношения.

Всё вокруг дорожает, а повысились ли ставки на грузоперевозки? К сожалению, ставки почти не изменились. Подорожало топливо, запчасти, платные дороги, но перевозки топчутся на месте. Мне кажется причина кроется в неправильной структуре этого бизнеса. Между непосредственными перевозчиками и заказчиком стоят посредники, которые ни за что не отвечают, а зарабатывают больше нас. Если вы почитаете договор на перевозку, увидите там огромный список обязанностей перевозчика. Водитель на самом деле несёт ответственность за доставку, за целостность груза, а за что несёт ответственность логист? Мы выполняем перевозку и потом ждём неделями оплаты, надо сто раз позвонить, напомнить о себе, единицы логистических фирм платят вовремя. Логисты идут на разные ухищрения, например, по договору оплата 10 банковских дней с момента получения ими оригиналов ТТН, они могут неделями не забирать с почты письмо и таким образом оттягивать срок оплаты.

Бывали случаи неоплаты перевозки? Да, и не раз. Перевозчики, к сожалению, не застрахованы никак от этого, у нас куча обязанностей и практически нет прав. Очень много фирм-однодневок, которые собрав деньги с заказчиков, исчезают с горизонта, «забыв» оплатить исполнителям. Потом они регистрируют новое ООО на подставных лиц, и снова работают по такой же схеме. Я стараюсь работать с проверенными логистами, но всякое бывает. Сайт ati.su, где публикуются предложения по грузам, по факту никак не страхует от неоплаты.

Сколько денег за одну поездку вы тратите на оплату дорог? Например, последний рейс на Питер мне обошёлся 18 тысяч — 15 за платные дороги и 3 за «Платон». Всё бы ничего, если бы могли планировать расходы и прибыль. Если бы у нас была централизованная система перевозок, как в США или при СССР, было бы супер. Там у всех заказчиков одинаковая ставка за км пути. А у нас в Москву или Питер едешь за копейки, которые не покрывают даже затраты на солярку, зарабатываешь только с обратного рейса. А ответственность за грузы одинаковая! Это в корне неправильно, я считаю.

С появлением системы «Платон» дороги стали лучше? Мне сложно судить обо всех дорогах страны, я езжу в основном в двух направлениях, а М4 почти вся платная и М11 тоже. Но вот, например, возле Ростова-на-Дону какой-то заколдованный участок. 10 лет работаю и 10 лет там пробки и постоянный ремонт асфальта, причём на одних и тех же местах!

С бандитами приходилось сталкиваться? Сейчас, к счастью, не 90-е годы, пару случаев бывало, когда подъезжали ребята и рассказывали, что это их земля и им надо заплатить, но это скорее исключения. И это обычная шпана. Воровство да, есть на трассе. Особенно страдают водители, которые везут сигареты. Фура, гружённая сигаретами может стоить до 20 млн рублей. Ухитряются с помощью крюков на легковой машине зацепиться сзади за фуру так, что дальнобой ничего не замечает. Вскрывают на прицепе двери, лобовое стекло на их машине оборудовано откидным механизмом, через него загружают её сигаретами до отказа.

В праздники работаете? Всегда хочется побыть с семьёй, но зачастую в праздники ставки на перевозку бывают хорошими — стараюсь подзаработать. Но в Новый год я всегда дома.

С неуважением к своему труду приходится сталкиваться? Если раньше труд водителя был почётен, то сейчас водителей за людей не считают. С хамством сталкиваемся каждый рейс. А уж о заботе о водителях и речи нет. Элементарно, отсутствуют комнаты отдыха, даже на больших складах ни туалета, ни душа. Выгружался недавно в Питере, склад огромный, одновременно там могут находиться до 100 машин, а туалет на соседней территории.

А вообще по дороге сейчас есть условия, чтобы помыться, поесть нормально? Да, сейчас появилось много таких стоянок, где душ, туалет, всё чистенько. Это платно, но за хорошие условия не жалко денег. Кафешек много по дороге, но я в плане еды привередливый: ем домашнее, у меня жена очень вкусно готовит. В машине есть холодильник и морозильник, все условия. Платные дороги оборудованы по полной программе. Например, на М11 через каждые 20 км есть стоянки для отдыха с беседками и небольшими детскими площадками. Но есть «платки», которые непонятно за что дерут деньги — условий никаких.

Что пожелаете коллегам в преддверии праздника? Ни гвоздя, ни жезла! Ровных вам дорог, удачи и благополучия.

Подпишись на «ВС» в Google News и Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «ВС» в соцсетях «ВКонтакте»«Одноклассники»Instagram.