По завету Бетховена. Про творческий огонь в детской музыкальной школе
Детская музыкальная школа (ДМШ) ст. Березанской трижды за последние два года по национальному проекту «Культура» получала новые инструменты и оборудование. Как нацпроект сказался на учебном процессе – в материале «ВС».
База для оркестра
«Не очень, – складывая в футляр саксофон, отвечает на вопрос о формате индивидуальных занятий второклассник ДМШ Евгений Кандауров. – Потому что одноклассники после уроков расходятся, а у меня занятия в музыкальной школе, и потому домой я иду один».
Педагог Тимофей Жадан подбадривает ученика.
«Ничего, вот с декабря включим тебя в состав нашего оркестра, и будет с кем возвращаться».
Учитель Женей доволен. Обстоятельства прервали их уроки на месяц, но воспитанник гаммы музицирует исправно: дома повторял пройденный материал.
Женя играет на саксофоне, приобретённом четыре года назад учредителем – администрацией района. По словам преподавателя, если бы не внимание местных властей, закупавших инструменты, сейчас оркестр только создавался.
«Я учился и работал в нескольких районах края, и при мне не было такого, чтобы администрация пополняла инструментальную базу школы искусств. В то время для березанской школы инструменты были оптимальны по соотношению цены и качества и, самое главное, количества. Мы приступили к обучению детей на духовых, медных, деревянных, ударных инструментах и тем самым подготовили музыкантов для ансамбля. Нацпроект помог нам повысить уровень исполнения», – говорит Тимофей Жадан.
Коллектив
325 детей обучаются в березанской музыкальной школе в 2021/22 учебном году. Знания воспитанникам дают 12 преподавателей.
Чувственная музыка
Пятиклассник ДМШ Илья Кодарев как раз играет на нацпроектовском саксофоне, а начинал с того, что у Жени.
«Нынешний инструмент лучше, – говорит Илья, – качественнее».
«У этого саксофона более мягкое, более бархатное звучание. Это потому, что он сделан из другого сплава, у него иное лаковое покрытие. Или, допустим, механика. Она тихая. Есть инструменты, в которых при нажатии клапаны выдают «тын-дын-дын», клацают. Это отвлекает и самого ученика, и мелодия чистоту теряет. Имеет значение и добротность пружины, которая откидывает вовремя клапан. Где-то он запал, на доли секунды чуть позже вернулся на место, уже теряется качество исполнения. Казалось бы, мелочи, но всё это влияет на звучание», – объясняет Тимофей Жадан.
С ним согласна преподаватель по классу фортепиано Марианна Шубина. Четыре года назад воспитанников обучали на портативных цифровых пианино, сейчас – на настоящих, классических. Три из них поступили в школу по нацпроекту, ещё два были закуплены учредителем.
«Новый инструмент точнее позволяют передать эмоцию произведения», – отмечает педагог.
О переживании мелодии ученикам напоминает прикреплённое к стене изречение Людвига ван Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из души человека».
«Тут всё взаимосвязано. Композитор должен передать свои чувства исполнителю, исполнитель – слушателям. У них у всех в душе должно что-то происходить, какое-то волнение. Просто сыграть ноты – значит, ничего не сыграть. Музыку надо прочувствовать. Этому и учим воспитанников», – говорит преподаватель.
Рисование под мелодию
««Деточки» мои любимые», – педагог по классу флейты Ольга Рассахань демонстрирует своих обожаемых «девочек». Инструменты она достаёт из чехлов, чехлы – из футляров. Помимо, обычных флейт по нацпроекту школа получила флейты-пикколо – на таких играют в профессиональных коллективах, например, в оркестре Кубанского казачьего хора.
Факты
За последние два года в детскую музыкальную школу поступило 38 новых музыкальных инструментов. Среди них – концертный баян, ксилофон, трубы, валторны, тромбоны, кларнеты, гобои, фагот.
В классе звучит классическая музыка. Это не занятие по флейте, а урок сольфеджио – Ольга Рассахань также преподаёт теорию искусства. Учебная встреча посвящена воображению. Учащиеся фантазируют под мелодию бравурного танца. Ученики творят за новыми партами, также появившимися в учреждении благодаря нацпроекту. Помимо столов и стульев, в школу поступила учебная литература, доска с нотным станом, оргтехника, звуковое оборудование (колонки, пульт, микрофоны).
У девочки раздающаяся из колонок музыка ассоциируется с цветком, мальчик, как он объяснил, рисует пасеку: изображения ульев уже готовы, пчёл на листе бумаги пока не видно. То ли дело ночью происходит, то ли художественный процесс в самом разгаре.
Натюрморт любит старину
Творчеством увлечены и воспитанники отделения изобразительного искусства. Они делают котиков.
«Задание называется «растяжка». Это когда на лист наносится гуашь и краска жёсткой кисточкой растягивается. Тема – «Пушистый друг». Вчера мы рисовали котов, сегодня точно также растягиваем пластилин. Это не так просто, как кажется: придать форму пластичному материалу и выполнить поделку как можно живописнее», – рассказывает преподаватель, она же директор школы Елена Кушнарева.
Художники занимаются в кабинете, отремонтированном в 2019 году вместе с классами хореографии по краевой госпрограмме «Развитие культуры» (прежнее помещение живописцев сейчас приспособлено под склад).
Новый класс – просторный, светлый. Для лепки – самое то, для натюрморта – лучше полумрак, объясняет педагог. «По-хорошему, освещён должен быть сам натюрморт, когда луч света выхватывает предметную композицию из затемнённого пространства (посмотрите на картины старых мастеров). Мы для этого используем лампу», – говорит Елена Кушнарева.
Факты
Художественное отделение по нацпроекту «Культура» получила новые мольберты. Их используют для живописи, а также для выставок детских работ.
Кстати, отжившие свой век музыкальные инструменты в школе используют для создания композиций. По словам педагога, старинные предметы наполняют натюрморты особой атмосферой.
Если у вас дома есть старые кувшины, чугунки или горшки, которых так не хватает художникам, школа с радостью и большой благодарностью примет их в дар.
Максим Ватутин
Подпишись на «ВС» в Google News и Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «ВС» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.