Выселки +5 °C

Подписка на газету
Новости

5.01.2023

Шах и мат. Во что играли герои классических романов и картин

Ольга Ларина и Владимир Ленский играют в шахматы. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Е. П. Самокиш-Судковской. / Фото: предоставлено А.А. Штэфан.

Играть нравится всем. В игры играют дети, в игры играют взрослые. У каждого из них они свои, но это особого значения не имеет – играть нравится всем. Так рассуждала ученица 10 класса школы № 16 ст. Балковской Анастасия Штэфан, принимаясь за исследование «Роль игры в литературе и живописи (на примере произведений, изучаемых в 5-10 классах и картин 19-20 века)» для всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева (2022 год). «ВС» в сокращении публикует конкурсную работу школьницы.

От развлечения к самовыражению

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов в «Толковом словаре русского языка» дают игре следующую формулировку: «Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Игра идёт по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключённой в ней самой, сопровождается чувством напряжения, азарта, радости или горя как финала всего процесса.

Игру также определяют, как независимую деятельность, в которой могут быть реализованы желания и интересы человека, а также как средство его самореализации и самовыражения. Она позволяет выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный. Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, выполняет определённую роль, преследует различные цели.

Хотя игра содержит свои цели в себе самой, она может использоваться в и качестве средства для достижения каких-то внеигровых целей. Стоит отметить, что из успеха внутренней цели игры – победы – вытекают в качестве внешней цели уважение, почёт, престиж. Каждое время выдвигает на первый план свои игры, с каждой эпохой они как сохранятся, так и изменяется и обновляется.

Рассмотрим игры, описанные в литературе и представленные на картинах художников.

Цель оправдывает игры

Игры являются одним из способом проведение досуга.

Много игр в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В горелки, где один участник ловит убегающих от него других, играла Ольга Ларина, в отличие от сестры Татьяны, которой это развлечение казалось скучным. «Когда же няня собирала // Для Ольги на широкий луг // Всех маленьких её подруг, // Она в горелки не играла, // Ей скучен был и звонкий смех, // И шум их ветреных утех». «Тупым киём вооружённый» играет сам с собой и Онегин. «В дурачки» с ключницей Анисьей играет «старый барин», дядя Онегина. Также в произведении упоминается шахматная игра Владимира Ленского и Ольги Лариной: «Уединясь от всех далёко, // Они над шахматной доской, // На стол облокотясь, порой // Сидят, задумавшись глубоко, // И Ленский пешкою ладью // Берёт в рассеянье свою».

Факт
В XIX в. шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Шахматы были любимым досугом А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» начинается с описания карточной игры зимней ночью среди светских молодых людей с рассказами и шампанским, за щедрым застольем, то есть с обычной игры, свойственной светской молодежи, которой предавался и сам поэт. В произведении карточная игра, с помощью «тайны трёх карт» наделяется особым, мистическим, смыслом.

Процесс игры может поддерживаться человеком для достижения социальных целей, не связанных с непосредственной соревновательной составляющей взаимодействия.

Если, например, говорить про карты, то в романе Л.Н. Толстова «Война и мир» Фёдор Долохов, который «играл во все игры и почти всегда выигрывал», мстит Николаю Ростову, выигрывая у него в карты крупную сумму денег – больше, чем тот может заплатить. Долохов даёт Ростову понять, что он обижен на него и на Соню Ростову за его отвергнутую любовь. По словам Долохова, сегодня Ростов «счастлив в любви, но несчастлив в картах». Таким образом, в конкретной ситуации преобладают внешние цели игры.

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» главный герой – бедный мальчик без средств к существованию – играет в игру «чику».

Справка
По правилам «чики» участники, кидая битку в стобик из монет, лежащих вверх «решкой», должны были так нанести удар по столбику, чтобы хоть одна из монеток перевернулась вверх «орлом».

Выиграв рубль, ученик бежал на базар, где покупал себе кружку молока. Узнав о тяжёлом положение ребёнка, учительница французского Лидия Михайловна играла с ним в «замеряшку» (так же «чика») на деньги, так как просто помощь мальчик отказывался принимать. Для Лидии Михайловны игра стала тем приёмом, через который она смогла найти подход к ученику и, не унижая его гордости и чувства собственного достоинства, оказывать ему помощь деньгами и тем самым спасать от голода.

Иллюстрация к рассказу В. Распутина «Уроки французского». Художник В. Гальдяев. На картине изображена игра «чику». / Фото: предоставлено А.А. Штэфан.

На любой вкус

Игре посвящали свои картины как русские, так и зарубежные художники.

В шахматы, например, играли не только простые смертные. Что и изобразил художник Вячеслав Шварц на картине «Сцена из домашней жизни русских царей» (1865 год). На полотне российский царь Алексей Михайлович написан играющим в шахматы с одним из своих приближённых бояр. (Некоторые считают, что царь мог быть Михаилом Фёдоровичем. Современный искусствовед Мария Чукчеева предположила, что это был просто тип русского царя допетровского времени. Если бы для Шварца был важен конкретный государь, то он отразил бы это в названии работы.) Художнику удалось создать в картине атмосферу спокойствия, уюта и тишины.

Прекрасную картину «Игры детей» написал нидерландский художник Питер Брейгель Старший. Он изобразил городскую улицу и площадь, где играют дети. На холсте представлены дети всех возрастов, играющие в самые разнообразные игры. Пожалуй, такого разнообразие нельзя найти больше ни на одной картине. Дети играют в мяч, гольф, салки, прятки, катают обручи, ставят бой рыцарей, крутят волчки, сооружают в песочнице крепости и многое, многое другое. Все эти игры преследую самые разные цели. Это и воображение, и самоутверждение, и проведение досуга, и тренировка. Игра, как показывает (и доказывает) картина, – процесс многогранный.

Анастасия Штэфан.

Прямая речь
Ученица школы № 16 ст. Балковской Анастасия Штэфан:
В рамках исследования я провела опрос среди учеников 5-10 классов нашей школы. Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся любит читать, многие читали произведения, встречали картины, которые содержа описание (изображение) игр. Исследование в этом направлении будет продолжено. Работа рассматривала игру в литературе и живописи. В дальнейшем будет изучение игры не только в художественных произведениях, но и в иных видах искусства.

Анастасия Штэфан