Спасибо тем, кто нас критикует: делимся советами, как правильно реагировать на замечания
Критика чаще всего воспринимается людьми негативно. Многие получив замечания в свой адрес очень переживают и расстраиваются. Но у критики есть и положительные стороны.
Аристотель говорил: «Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем».
Расскажем ТОП-8 правил правильной реакции на критику для пользы нашего душевного самочувствия и здоровья.
Правило 1. Благодарите за критику.
Да, это бывает сделать непросто. Но не только хорошие слова в ваш адрес могут принести пользу, но и критика. Зачастую именно несправедливые замечания делают человека сильнее. Вы учитесь не поддаваться эмоциям и совершенствуете себя. Когда после сильного эмоционального переживания вы успокоитесь, то заметите, что нашли бесценное сокровище — знание, опыт и развитие.
Конечно, неприятно слышать негативные мнения. Но гораздо выгоднее для себя из всего потока «грязной критики» вычленить «золото», т. е. пользу и опыт. Постарайтесь хотя бы в мыслях поблагодарить человека за критику, ведь он оказывает вам услугу, возможно, даже не догадываясь об этом.
Правило 2. Слушайте критику.
Постарайтесь воспринимать критику как радио — просто слушайте. Это поможет вам не упустить детали, также вы продемонстрируете уважение к чужой точке зрения и не будете выглядеть глупо, сказав первое, что пришло в голову. Если ваш ответ будет спокойным и рассудительным, то скорее всего неконструктивная критика сойдёт на нет. Взаимное уважение и умение слушать — верное средство спокойно принять критику.
Правило 3. Попробуйте прислушаться к чужому мнению.
Тот, кто критикует, скорее всего указывает вам на реальные недостатки и ошибки, даёт полезные советы, подсказывает, как можно исправить ситуацию. Вывод — критика направлена на помощь. Не стремитесь от людей получать лишь похвалу и одобрение. Критика — это ступень к саморазвитию.
Правило 4. Критика может сделать вас лучше.
Мы не задумываемся, почему нам так трудно принять критику. Если вам кто-то скажет, что у вас в машине что-то неисправно, вы же не станете негативно реагировать на такие слова, а прислушаетесь и постараетесь решить проблему. Так почему же замечания в ваш адрес, сразу вызывают негативную реакцию?
Попробуйте рассмотреть критику, как помощника, который откроет глаза на ваши слабости и поможет раскрыть ваши таланты. Попробуйте пойти от обратного: не отталкивайте критику, а примите её и используйте себе на пользу. Критика — это возможность что-то изменить, сделать себя лучше.
Правило 5. Не спорьте с неадекватными людьми.
Когда человек спорит, его целью является атака на оппонента или на защиту собственного мнения. В такой ситуации истина становится не важна, а понимание и восприятие информации вообще отсутствует. Что приводит лишь к негативным эмоциям и ссорам.
Если в критике есть зерно разума — слушайте её, а если она не соответствует действительности, проходите мимо. Бестолковых споров стоит избегать, но бывают ситуации, когда не стоит молча принимать даже самую несправедливую критику. Дайте ответ, спокойным тоном укажите на недостатки критики или неуместность таких замечаний.
Правило 6. Примите, что вы не должны быть идеальны.
Постарайтесь принять, что никто не может быть совершенством и всё делать идеально. Люди всегда обсуждает результаты, высказывают предложения, обмениваются идеями и указывают на ошибки других. Даже самые важные решения никогда не принимаются в одиночку.
В жизни всегда есть место промахам, несовершенствам, ошибкам. Отказываясь принять критику, мы добровольно отказываемся становиться лучше. Постарайтесь не отвергать всё, что не соответствует вашей идеализации себя.
Правило 7. Используйте критику себе на пользу.
Каждый человек думает и воспринимает ситуацию по-разному. Возможно человек, который критикует, заметил то, что вы упустили или чему не придали значения. На первый взгляд может показаться, что возникло противоречие, а на самом деле вы смотрите на проблему прямо, а ваш собеседник — с высоты птичьего полёта. И выходит, что противоречия мнимые.
Попробуйте рассмотреть ситуацию со всех сторон, расширьте кругозор, постарайтесь принять точку зрения другого человека, добавьте объём и глубину сложившейся ситуации.
Правило 8. Спокойствие и ещё раз спокойствие.
Первая реакция на критику — эмоции: раздражение, обида, гнев, возмущение. Когда эмоции преобладают над здравым смыслом ничего хорошего не выйдет. Не поддавайтесь чувствам, они наиболее сильны в первые несколько секунд, возьмите паузу на это короткое время, успокойтесь и расслабьтесь. Постарайтесь думать не о защите от критики, а о том, чем она может быть вам полезна.
Примите бурную реакцию, но не идите у неё на поводу, отнеситесь к ней с пониманием, но останьтесь просто зрителем, а не участником спора. Если спокойное реагирование у вас войдёт в привычку, в будущем вы сможете легко избежать ссор и найдёте выход из любой сложной ситуации.