Выселки -0 °C

Подписка на газету
Общество

190

8.12.2018

История села Свидовец Черниговской области. Продолжение

Житель ст. Березанской Михаил Иванович Яценко завершает рассказ о своей малой Родине. Первую часть истории смотри тут.

4. О названии села Свидовец

Размышляя над этим вопросом, я никогда не забывал о существовании одноименного карпатского перевала. Постепенно пришел к выводу, что между названием села и Свидовецкого перевала в Карпатах должна быть связь. И, мне кажется, я эту связь нашел.

Прежде всего, должен сказать, что не могу согласиться с той версией названия села Свидовец Бобровицкого района, которая представлена в Википедии (версия о сведении овец для стрижки баранов на Карашне). Впервые название села Свидовец упоминается на карте Боплана за 1648г. И вряд ли оно связано с овцами. Уже хотя бы потому, что на карте наше село называется Свидвовице . Как видим – никаких овец. Версию про овец я слышал еще от своего деда 1887г.р. И она у него была не единственной, хотя те, другие, были еще хуже. Но именно она обратила на себя внимание авторов соответствующей записи в Википедии, потому что лежала на поверхности. Многих завораживает окончание «-овец» в названии села. Казалось бы, вот они те самые овцы. На самом же деле окончание «-овец» в польских названиях населенных пунктов означает то же самое, что окончание «-овка» в украинских названиях. Например, Катериновка, Татаровка, Щасновка, Александровка и т.д. Окончание «-овец» лишь означает, что название Свидовец – это результат шлифовки исходного названия Свидвовице польскими языковыми традициями. Претерпели изменения также и названия ближайших населенных пунктов. В частности Бобровица в 17 веке называлась Бобровика, Старая Басань – Базан, Новая Басань – Басан, Кобижча – Кобитш, Прылуки – Пшылука.

А что касается Карашни, то она вообще возникла уже в 1860-е годы. То есть, через 200 лет после первого упоминания о Свидовце. Думаю, надо обратить внимание, что на северной Украине существует целый ряд населенных пунктов с подобными окончаниями. Например, кроме Осовца в Бобровицком районе (который на старых картах называется Усовец), есть Иржавец – в Ичнянском районе, Кролевец – в Сумской области. Кролевец в 1601 г. основан поляками в честь своего короля Сигизмунда III, который в это время захватил Северщину, куда входили территории нынешних Черниговской и Сумской областей. Изначально он назывался Крулевец. Круль(пол.) – король(рус.) Не очень далеко от Кролевца в Сумской области находится городок Иржавец. Основан в 1600г. Одновременно с Кролевцом, при поляках. И, это те же поляки придумали ему название Иржавец. Теперь посмотрим на карту Польши. Не считая мелких, населенных пунктов с окончанием «-овец» достаточно. Например, Вонгровец, Сосновец, Цехановец, Островец. То есть, придумывать населенным пунктам названия с окончанием «-овец» — это польская традиция. Кстати, рядом с Островцом находится городок Свидно. А несколько севернее Свидница. Интересно, откуда взялся корень «Свид-» в названиях этих городков? Так вот, я готов предположить, что корень «Свид-» в названиях Свидно и Свидницы имеет прямое отношение к Свидригайло, младшему брату польского короля Ягайло.

В конце 14 века началось сближение Польши и великого княжества Литовского, закончившееся Кревской унией в 1385г. Объединение государств сопровождалось взаимопроникновением культур и политики. Причем настолько, что литовец Ягайло через год стал королем Польши и правил ей без малого 50 лет. Возле брата в Польше некоторое время находился Свидригайло, который даже крестился в Кракове. Так почему он не мог посодействовать своим именем польским населенным пунктам? Мог.

Хорошо, но при чем тут Свидовец? Дело в том, что Свидригайло получил от своего брата Ягайло в удельное княжение Черниговщину. И правил ей с 1420 по 1430 год. (Даже дважды. Первый раз с 1406 по 1408.) С целью ознакомления он должен был ездить по своим владениям, а, находившиеся при нем писари составляли какие-то оброчные или хозяйственные ведомости. Населенным пунктам, которые не имели названия или оно им не нравилось, писари тут же давали свои. Так родилось название Свидовец. И произошло это, предполагаю, в период 1420 – 1421г.г.

А как же быть с тем карпатским перевалом, который тоже называется Свидовецким? Получается, Свидригайло и там должен был «засветиться». Удивительно, но именно так и произошло в действительности. Всю свою жизнь Свидригайло пытался оспорить королевскую корону своего брата Ягайло, за что неоднократно сиживал по тюрьмам. В 1418г. довелось ему сидеть в тюрьме города Кременец. Друзья помогли ему оттуда бежать, а спрятаться решено было в Венгрии. Путь в Венгрию лежал через Карпаты. Как раз через тот перевал. Есть высокая вероятность, что место, где Свидригайло переходил горы, было названо именно в его честь Свидовецким перевалом. Такая практика увековечения своего имени Свидригайло понравилась и, оказавшись через два года в Свидовце, его присные снова воспользовались именем своего князя, присвоив его, теперь уже, не перевалу, а селу. И назвалось оно Свидвовице. Абсолютно в духе балтийских названий.

Таким образом, Свидригайло и является тем звеном, которое связывает названия древнего села на Черниговщине и карпатского перевала.

5. Землевладельцы села Свидовец

Так получилось, что Свидовец на протяжении почти 200 лет находился на границе двух земельных пулов. Тот, который на юг от Свидовца, принадлежал могучему роду Кочубеев. Земли на север от Кочубеев, включая и сам Свидовец, принадлежали не менее знатному роду Мусин-Пушкиных.

Земля, куда входят и наши Вороньки, является родовой землей Кочубеев со времен Петра I. Как известно, Петр I в свое время не поверил В.Л.Кочубею, который пытался обратить внимание царя на неблагонадежность Мазепы. Царь не только не поверил Кочубею, но и отдал его на растерзание Мазепе, что тот и совершил с великой охотой. После свершившейся измены Мазепы, царь, чтобы загладить свою вину в смерти Кочубея, щедро обласкал его детей и вдову, предоставив им всяческие преференции на Украине. В том числе и землю, центром которой стала Згуровка. По состоянию на середину 19 века этой землей владел Аркадий Васильевич Кочубей (1790-1878), человек в Российской империи значительный. Даже Киевским губернатором побывал. Аркадий Васильевич жил в Згуровке. Господская усадьба находилась там же. Имел трех сыновей. По достижении ими зрелого возраста стал выделять им земельные участки на границах своих владений. Так, сыну Николаю достались Вороньки, а Василию — Бобровица.

Николай Аркадьевич Кочубей (1827 – 1868) был не только землевладельцем. Он был государственным служащим, дипломатом. Землей, до выхода в отставку, занимался его управляющий. Тем не менее, в Вороньках у Николая Аркадьевича была усадьба, господский двор. Из всех детей Николая Аркадьевича до зрелого возраста дожил только один сын — Михаил. Случилось так, что Николай Аркадьевич умер рано, в возрасте всего 41 год. Его вдова Елена Сергеевна Волконская некоторое время занималась землей, но скоро это занятие ей наскучило и, таким образом, последним владельцем земель к югу от Свидовца был Михаил Николаевич Кочубей (1863-1935).

Как написано в истории села Вороньки, до Кочубеев Вороньками владел Милорадович . Думаю, что это не так. Андрей Степанович Милорадович действительно в 1775г. получил от Екатерины II в качестве награды Вороньки. Но то были Вороньки в Полтавской губернии, а не в Черниговской. Подтвердить легенду о происхождении названий сел Катериновка, Александровка и Лидин от имен дочерей какого-то Кочубея у меня не получилось. Найти среди Кочубеев барышень с такими именами не удалось. Во всяком случае, у Михаила Николаевича не было ни таких дочерей, ни таких сестер.

Северным соседом Кочубея М.Н. (включая Свидовец) был предводитель дворянства Сосницкого уезда, а затем и всей Черниговской губернии, граф Владимир Алексеевич Мусин – Пушкин (1868-1918). Ему достались наследные земли. Эти земли даровала еще Екактерина II его прадеду Алексею Ивановичу Мусин-Пушкину (1744-1817) за выдающийся вклад в развитие исторической науки Российской империи (в том числе, открытие «Слова о полку Игореве»). Владимир Алексеевич, будучи неплохим хозяином, всячески расширял свои землевладения, пока не стал одним из крупнейших землевладельцев Черниговской губернии. Господский дом и резиденцию держал в Носовке. Там и похоронен.

Между двумя земельными гигантами Кочубеем М.Н. и Мусин-Пушкиным В.А. в 1861-63 г.г. втиснулись еще три землевладельца. Это Глуздовский , Александр Васильевич Романович-Славатинский и Петр Андреевич Катеринич. Эти земли они купили у Мусин-Пушкина.

О Глуздовском известно мало. Земли у него было 170 десятин и располагалась она на Лахновщине. Там же и жил. После его смерти жена продала землю. Часть земли купил Лебеда, а часть Лахно.

В сельской школе Глуздовский, однажды, присмотрел одаренного подростка Борисенко Свирида Федоровича. Не имея своих детей, Глуздовский решил принять участие в судьбе Свирида и, для развития математических способностей, за свой счет определил его в московскую гимназию. Там у Свирида открылся еще один талант – музыкальный. После окончания гимназии Свирид поступил в консерваторию. Глуздовский относился к нему как к сыну и хотел оставить ему свои земли. Но рано умер и с его смертью прекратилось финансирование обучения Свирида. Стал вопрос об уходе с консерватории. Тогда, чтобы не потерялся талант, финансирование его обучения взяли на себя Шаляпин и Горький (со слов Киященко М.А.). В дальнейшем, длительное время Свирид руководил хором Мариинского императорского театра (опять же, со слов Киященко М.А.). К старости вернулся в Свидовец. Привез с собой скрипку, каких в Российской империи было всего три. Очень хорошо на ней играл. Умер в 1927г. На его похороны из Харькова приезжал духовой оркестр (впервые в свидовецкой истории). С отъездом оркестра исчезла и скрипка.

Александр Васильевич Романович-Славатинский (1832-1910) был доктором государственного права, профессором Киевского университета. Жил в Киеве, на Васильковской, 15. На землю денег накопил самостоятельно и купил ее практически в границах села Свидовец. Собственно, он купил село для кормления.

Случилось это примерно в 1862 году (до массового выделения земли крестьянам), в ходе земельной реформы. Произошла отмена крепостного права и землю стало возможно купить. Право Владимира Алексеевича Мусин – Пушкина на громаднейшие землевладения стало трещать по швам. Что-то у него забрали бесплатно, что-то пришлось продать. В том числе Александру Васильевичу Романович-Славатинскому около 250 десятин. По мнению Киященко Михаила Андреевича, участок находился в сторону Кобыжчи. Александр Васильевич был творческим человеком. Земля для него была вложением капитала. Трудно сказать, кто ею занимался. Но в 1991г. Зинченко Александра Левковна 1922г.р. говорила, что слышала от своей бабушки о некой барыне Славотинской, как распорядительнице имения. Была эта барыня женой или дочерью Александра Васильевича? – пока не знаю.

Петр Петрович Катеринич (1856-1916) землю унаследовал от своего отца — Петра Андреевича Катеринича (1811-1876). Земля располагалась на восток от Свидовца.

Вот фрагмент рассказа М.А.Киященко: «В 1906г., согласно реформы Столыпина П.А., предполагалось новое изъятие земли у помещиков и передача ее в собственность крестьянам. Часть помещичьей земли Кочубея под Буглаками поделили на отруба и стали раздавать всем желающим. Причем, эти отруба назывались Катериновкой еще до их заселения. На дармовщину сразу кинулись мужики из Свидовца, Кобыжчи и Вороньков. Земля им предоставлялась с условием постоянного проживания на ней. И, вскорости, огромные площади пахотной земли покрылись мелкими хуторками по 4-6 хат в тех местах, где отруба, поделенные на прямоугольники, сходились углами. Весь этот массив стал называться Катериновкой, хотя известно, что отруба нарезались из земли помещика Кочубея.» Боюсь, что рассказ Михаила Андреевича не совсем точен. Как удалось позже выяснить, те земли принадлежали вовсе не Кочубею, а Петру Петровичу Катериничу. П.П.Катеринич начал распродажу (а не бесплатную раздачу) земель на самом рубеже веков. Как раз перед столыпинской реформой, где-то в 90-е годы 19-го века. А поскольку за ценой не гнался, то быстренько все продал.

Дело в том, что во второй половине 19-го века в Российской империи появился оборотный плуг. Мгновенно выросла производительность труда и урожайность с/х культур. Сельская продукция перестала быть дефицитом. Дефицитом стала переработка ее. Именно с этим связана инициатива П.П.Катеринича. На вырученные, от продажи земли, деньги в 1900 году он построил сахарный завод в Бобровице и там же дом (стоит и поныне). У него было четыре сына – Николай, Андрей, Дмитрий, Петр и пять дочерей – Наталья, Александра, Татьяна, Елизавета, Екатерина. Имея эти данные можно попытаться объяснить происхождение названий Катериновки, Александровки и Лидино. А еще в треугольнике Буглаки- Александровка — Татаровка был массив Еленовка. С нее и начнем.

Как известно земли свои П.П.Катеринич распродавал на рубеже 19 и 20-го веков. И как раз в это время, в 1904г., умерла его сестра Елена. Видимо, сестра была каким-то феноменальным человеком, потому что ее единственную дочь на семейном совете тоже решено было назвать Еленой. Очень возможно, что именно она удостоилась чести быть увековеченной в памяти народной и Петр Петрович назвал в ее честь массив Еленовка.

Дочери Петра Петровича Екатерина и Александра, похоже, как раз и имеют отношение к названиям сел Катериновка и Александровка. Дочери с такими именами у него действительно были.

А что касается Лидина, то, как говорится, он вообще не при делах. Лидин располагался на земле М.Н.Кочубея, а не П.П.Катеринича и дети этих помещиков к его названию не имеют никакого отношения. К тому же его первичное название вовсе не Лидин, а Лыгын (в украинском звучании).

Начиная с 1939г. власть начала сселять (скорее сгонять) жителей массивов Катериновка, Еленовка, Александровка в одноименные сосредоточенные поселения. Кампания сопровождалась отъемом земли. Места для новых сел выбирались практически в чистом поле. Из трех массивов получилось два села – исчезла Еленовка. Ее жителей распределили в Катериновку и Александровку. Легко произнести слово «сселение». Деревянная хата – это не шатер цыганский. Перенести ее на новое место — титанический труд. Каждой семье надо было на старом месте все постройки разобрать, перевезти на новое место и там собрать. Всем и почти одновременно. А где в это время жить самим? Где готовить еду? Где спать? Где брать воду? А скотина домашняя? А на чем перевезти? Ведь лошадей и волов уже у людей отобрали! Причем, освобождения от колхозных работ на период переселения не предоставлялось.

6. Земельная реформа 1861 года

Проблема тесноты в пределах села стала ощущаться еще в конце 18-го века. Детей селяне рожали много, грабительские набеги татар уже в прошлом, население села росло стремительно и скоро в селе участочек земли для постройки хаты и ведения хозяйства молодежи получить от родителей стало все труднее. Так возник Зеленый Клин. Зеленый клин значительно снижал остроту проблемы тотального безземелья. И тут пришел благословенный 1861год, и с ним земельная реформа Александра 2-го. По этой реформе у помещиков изымалась часть земли и раздавалась безземельным крестьянам, из расчета 8 – 15 десятин на каждое лицо «мужского полу». До реформы вся земля в селе принадлежала помещику. Это был граф Владимир Алексеевич Мусин –Пушкин. (Единственный вопрос на историческую тему, который я задал в свое время деду, помню хорошо:

— Кому принадлежали свидовецкие земли? — Графу Мусину — Пушкину,- четко ответил дед.). И не только свидовецкие земли, но и носовские. Там же, в Носовке, располагался господский дом. В Носовке он умер и там похоронен. Село состояло из единственной улицы, которая тянулась вдоль болота от Сливовки до Озера. Строго говоря, до Озера ей было еще тянуться и тянуться. Та, восточная половина улицы заканчивалась где-то у Горового. По этой же улице проходила земельная межа между помещиком и козаками. Селянам принадлежала только полоса земли между улицей и болотом. Вся остальная земля в селе принадлежала помещику. В ходе земельного передела, а это уже 1865 – 66г.г., вдоль всей улицы у помещика отрезали довольно широкую полосу земли и поделили ее на наделы безземельным (в качестве приусадебных участков). В полосу попадал и господский двор Славатинского, который, конечно же, дележу не подлежал. Выход нашли следующий. От Выгона до Карашни прорезали новую улицу. Сегодня эта улица состоит, как бы, из двух независимых – Мартыненковой и Однолычки. Но в 1865г. она была единая и вся, по сути, выглядела однолычкой. А именно. Земля по ее южную сторону осталась у помещика, а земля по северной стороне поделилась на козацкие наделы. Каждый претендент на землю получал ее в количестве 1 десятины (в качестве приусадебного участка). Так господская усадьба А.В.Славатинского (возле церкви) осталась на своей, помещичьей земле. Речь идет лишь о приусадебной части надела. Основная часть надела А.В.Славатинского находилась в поле. Таким образом, заселенной оказалась только одна сторона новой улицы. Потому и однолычка.

Не знаю, когда западный перекресток новой однолычки и старой улицы получил название Выгон, но восточный перекресток свое сочное название Карашня получил, видимо, сразу. Дело в том, что с этого перекрестка отходит еще одна улица. Она ориентирована на хутор Плисчанский. И эта улица, по-моему, к моменту появления однолычки уже существовала. По ней жители хутора ездили в свидовецкую церковь. И с новой однолычкой она образовала перекресток в виде знака , похожего на вывернутую задом наперед букву «К». То есть, по свидовецки, карака.

После 1917г. землю А.В.Славатинского на южной стороне однолычки поделили на участки по 50 соток и раздали безземельным селянам.

Кстати, мне не удалось установить, что свидовецких помещиков рабоче-крестьянская власть казнила. Более того, приходилось слышать от старожилов, что они благополучно эмигрировали еще до начала революционных событий. Киященко М.А. утверждает, что они все выехали еще до 1914г.

От клуба на юго-восток, мимо бывшего ателье тянется узенькая улочка и упирается в забор усадьбы Бурдий В.С. Она тоже возникла в результате земельной реформы 1861-1865гг., чтобы обеспечить жителям Свидовца проход к кладбищу. Само кладбище располагалось вокруг кургана, который находился там, где сегодня ямище в огороде Е. Чубенко. ( Выше я уже говорил об этом преобразовании).

Интересный случай. Когда я в 1991г. записывал беседу с Киященко М.А. и Яценко М.Т., они заспорили. Михаил Андреевич заметил: «- Кажуть, Трохим Олександрович знайшов в Чубенковiй могилi кам`яну сокиру!

– Та нi! – возражает ему Михаил Трофимович, – Я цю сокиру знайшов в городi и повiсив на лiску. Ти в мене ii побачив i я тобi ii вiддав! Я пам`ятаю ту сокиру – з чорного гранiту i дiркою посерединi.»

Сегодня мне кажется, что они оба были правы. Трофим Александрович – это отец Михаила Трофимовича. Он умер в начале 80-х. Но в 30-е годы, когда разрывали Чубенкову могилу, он мог быть к этим работам привлечен. И мог подобрать топор, как интересную безделицу. С тех пор была война, потом Трофим Александрович в 1947г. перестраивал дом и к своей находке он просто охладел за долгие годы. Поэтому вполне возможно, что случайно со строительным или бытовым мусором топор и оказался в огороде, где его уже в 60-е годы через 30 лет нашел Михаил Трофимович. Интересно, где нашел Трофим Александрович тот топор – в попутном захоронении или они, все же, докопались до «хозяина»? То есть, до его места погребения? И топор – это один из предметов, которые положили покойнику! К сожалению, спросить об этом можно было только у Трофима Александровича до начала 80-х. Но в 1991г. уже и Трофим Александрович умер, а о том, что на месте ямища в однолычке когда-то высился курган, я узнал уже 20 лет спустя. От Кунай А.П. в 2011г.

Ту магнитофонную запись я бережно храню до сих пор. Мы беседовали часа три. Это ценнейший источник информации, полученный от людей в высшей степени интересных, информированных и просвещенных. И Михаил Андреевич и Михаил Трофимович оба 1923г.р. Оба участники войны. По два раза раненные. У каждого по тяжелому ранению. После войны Михаил Андреевич 25 лет преподавал в школе историю. И лет двадцать состоял в должности директора школы. И это обстоятельство на нем немного отразилось. Михаила Андреевича, на склоне лет, стало иногда немного «заносить». Привыкший к многолетнему и всеобщему вниманию учеников и собеседников, он не мог себе позволить чего-то не знать. Поэтому, иногда в своих рассказах слегка присочинял в тех местах, где что-то забывалось. Особенно цифры.

Михаил Трофимович — доктор филологии. Добрейший и щедрейший человек. В их семье хранилась икона с «побыванки», предметы из Иерусалима, куда ходил его дед поклониться гробу Господню. Ничего из этого не сохранилось. Но поразительно другое. Дату битвы с поляками они называли оба. Михаил Андреевич настаивал, на 1648г., а Михаил Трофимович робко назвал 1659г. Поэтому я не поверил ни тому, ни другому, а стал копать самостоятельно. И оказалось, — прав был Михаил Трофимович. Она действительно произошла в 1659г. Так неужели эту дату в устной памяти свидовляне хранили в течение 300 лет?

В 1861г. кладбище оказалось в центре села, к тому времени уже оказалось перенаселено и в ходе земельного перераспределения его тоже перенесли. Новый участок для кладбища был выделен там, где в последние колхозные годы находился мехотряд. Здесь кладбище просуществовало 70 лет. До голодовки тридцатых годов. В голодовку покойников стало так много, что 70-летнее кладбище перестало всех вмещать. И тогда советская власть выделила для очередного свидовецкого кладбища участок на задах колхозного двора, где оно находится по сегодняшний день. (И там тоже есть возвышенность, напоминающая древний невысокий курган. По преданию первым там похоронили какого-то Матвиенко.)

Согласно земельной реформы Александра 2–го каждому сельскому поселению полагались лесные угодья для общественного пользования. Этими угодьями явился «гайок». Насажен был еще при Мусин-Пушкиных. Судя по названию, отношение к нему было очень бережное. После реформы Столыпина земля в тех местах принадлежала козакам с фамилиями Лахно и Лебеда, купившими, в свое время, землю у Глуздовского.

У всех на слуху название Плысчанский хутор. Слово «хутор» в данном названии не случайно. Изначально там, видимо, находилась хуторская усадьба какого-то Плиски. Был хорошим хозяином и имел немало работников, из которых со временем и образовалось сосредоточенное поселение. После 1861г. все жители хутора получили землю и, с образованием новой улицы (однолычки), село подступило настолько близко к хутору, что он просто стал частью села.

Кроме улицы Мартыненковой, параллельно ей, было устроено еще две рокадные улицы. Они проходили через Вовковню: одна – на хутор Плисчанский, а другая – севернее нынешнего кладбища в сторону будущей бригады №2. Все изменилось с приходом колхозов и голодовки. Чтобы организовать двор бригады №1, у части жителей улицы Мартыненковой отобрали половину огородов. Улицу между Вовковней и Плисчанским вообще прервали. Людей, которые уцелели там после голодовки, расселили. В основном на хутор Плисчанский и Вовковню. (Турчина Пелагея Оксентьевна 1922г.р. вспоминает, что в Вовковне до коллективизации было всего несколько хат.)

7. ГОЛОДОМОР 1933 года

Со слов Киященко Михаила Андреевича и Яценко Михаила Трофимовича, накануне голодомора в Свидовце насчитывалось 52 ветряные мельницы и 4 кузни. Одна кузня находилась на месте дома культуры и принадлежала еврею Цендеру. Голодовка в Свидовце прошла сравнительно безболезненно. Этому способствовали два обстоятельства. Первое: был организован совхоз в Затишье и там кормили. Голодные свидовляне ломанулись в Затишье. Председатель свидовецкого колхоза, видя это, тоже организовал кормление колхозников (очень бы хотелось узнать его имя). Поэтому пострадали, в основном, единоличники. Притом, самые упрямые. Власть их обижала нещадно. Отбирали не только имущество, но и дома (как, например, у Трофима Александровича Яценко). А что значит отобрать дом? Это значило отлучить единоличника от тех припасов (спрятанных, закопанных), которыми могла прокормиться его семья. Хорошо, если находились сочувствующие родичи. Но такое случалось не всегда.

Начался настоящий исход людей из сел (в том числе и из Свидовца) в города. Как правило, в Киев. Люди пробирались к железной дороге в Кобыжчу через Свидовец. Многие с детьми. Вдоль дороги от Свидовца до Кобыжчи росли огромные старые вербы. Очень часто обессиленные от голода люди садились, как им казалось, под вербой немного отдохнуть и многие несчастные уже не вставали. Каждый день из Свидовца снаряжалась похоронная команда из комсомольцев, которая собирала покойников и там же, у дороги, их хоронила. Просто закапывала, потому что покойников было много.

Свидовец с Кобыжчей связывала еще одна коммуникация. От Супоя до Кобыжчи в 1941г. был выкопан противотанковый ров. Который так и не пригодился. В нем первоначально похоронили парашютистов, а в 1949г., когда ров зарывали, прах десантников перенесли в братскую могилу возле церкви.

Давно нет уже тех верб и даже следов от них. Но если тебе, дорогой читатель, случится путешествовать по дороге Свидовец – Кобыжча, знай, — фактически ты путешествуешь по некрополю 30 –х годов. Справа и слева от дороги лежат люди. Взрослые и дети. Ни в чем не виновные. Простые, мирные, а потому беззащитные, люди. Они не совершили никаких преступлений. Они просто хотели жить, сеять хлеб, растить детей. Но жестоко обошлась с ними рабоче-крестьянская власть. Помяни их в своей молитве.

8. Эпилог

Конечно, приведенный выше материал – только часть истории Свидовца. Причем, малая часть.

Большая часть его истории пока неизвестна. Как Свидовец пережил татаро-монгольский период? Неизвестны также детали его польского периода (от Свидригайло до Хмельницкого). Каким польским магнатам оно принадлежало? Что за польское кладбище находится под огородом «Сорокалитки», что жила рядом со школой? Относится оно к польскому периоду или нет? Не дает оно мне покоя.

Но, конечно, главная свидовецкая тайна скрыта в курганах Перевязистой и Трехмогиле. Что они скрывают? Возможно, их раскопки прольют новый свет на историю скифского периода, а возможно и откроют существование на свидовецкой земле ранее неизвестной цивилизации. На некоторые из этих вопросов ответит время. Но вот вопрос – чьими руками? И вопрос этот очень грустный. Потому что в 2013г. в Свидовце закрылась школа, не дожив год до своего столетия. Это означает, что село вымирает и может скоро исчезнуть с географической карты Украины. Не приведи Господь.

Яценко Михаил Иванович,

15.02.2015г. Кубань.