Новости

28.07.2023

Когда слова и дела ничего не значат. Для дважды оправданного священника Григория Конокотина третье обвинение стало роковым

Память о священномученике Григории Конокотине, пресвитере Молдаванском, сохраняется в храме мученицы Татианы села Молдаванского Крымского района. / Фото: «ВС».

Советская власть увидела в аполитичном и спасавшем большевиков от белого террора священнике села Молдаванского Григории Конокотине врага народа. И что бы ни говорил и что бы ни делал будущий священномученик, его участь была предрешена.

Справка
Священномученик Григорий Конокотин, пресвитер Молдаванский (1869-1921). В 2003 году имя священномученика было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви. День памяти: 28 сентября.

Молдаване на Кубани

Изначально село Молдаванское (в прошлом Темрюкского отдела Кубанской области, в настоящем – Крымского района) называлось Ново-Ивановским. Поселение у реки Гечепсин основали в 1872 году выходцы из Бессарабской губернии, но во время заселения территории её выбрали для проживания и несколько русских семей, чуть позже образовавших рядом село Русское.

Переселенцы, прибывшие на Кубань в поисках лучшей доли, привезли с собой семена кукурузы, которая была для них основной хлебной культурой, саженцы фруктовых деревьев, чубуки винограда, положив начало виноградарству в этой местности. К 1917 году село насчитывало 610 дворов и 2516 жителей.

Икона новомучеников Кубанских. / Фото: www.kanonkuban.ru.

В 1897 году настоятелем молдаванского храма святителя Иоанна Златоуста (сельский приход тогда включал и соседнее селение Русское) назначается иерей Григорий Конокотин.

Справка
Иерей Григорий Конокотин родился в 1869 году в станице Калужской Кубанской области в семье местного священника Иакова Ивановича Конокотина. По окончании Ставропольской духовной семинарии в 1894 году рукоположен в сан священника и назначен в Покровский храм села Медведково Ставропольской губернии. После переведён в село Молдаванское.

Свой для прихожан

Большинство жителей села, будучи природными молдаванами, практически не говорили по-русски, поэтому для общения с ними священник выучил их родное наречие. Этот поступок отца Григория, желавшего говорить на одном языке со своими прихожанами, оказал большее влияние на отношение сельчан, проникшихся к нему большей любовью и уважением.

Через время настоятель добился разрешения и нашёл средства на строительство в селе кирпичного храма на каменном фундаменте взамен обветшавшего деревянного, возведённого ещё в 1876 году. Торжественное освящение новой церкви состоялось в 1908 году.

С жизнью святого Григория Конокотина гостей из Выселковского района познакомил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Андрей Дуплинский. / Фото: «ВС».

Иоанно-Златоустовская церковь была разрушена советской властью в 1936 году. Пятнадцатью годами ранее она же приговорила к смерти отца Григория, будущего кубанского священномученика. Об этом выселковским паломникам, прихожанам Николаевского храма ст. Выселки, посетившим село Молдаванское в рамках проекта «Родная сторона. Новомученики Кубанские», рассказал настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Андрей Дуплинский.

Навет на священника

Священномученик Григорий Конокотин. / Фото: «ВС».

Отец Григорий считал, что какой бы ни была власть, священники должны подчиняться ей и быть вне политики, но при этом не потворствовать злу, а побеждать зло добром. Поэтому с началом Гражданской войны, когда сочувствующие большевизму стали всё громче призывать к расправе над «буржуями», в проповедях и публичных выступлениях настоятеля стали звучать призывы прихожан к миру и христианскому отношению друг с другом, независимо от воззрений. Например, после недолгого первоначального периода советской власти, во время вступления белых в село Молдаванское всех большевиков хотели расстрелять, но священник попросил начальника отряда полковника Евсеева не делать этого, «тот дал слово и действительно никого не расстреляли» (А.Ю. Соколов. «Бело-зелёное движение на Кубани: вооружённое противостояние 1918-1923 гг.»).

Впервые отца Григория арестовывают по ложному обвинению председателя местного ревкома Чеботаря в июле 1920 года и отправляют в Крымской особый пункт I Кавказской кавалерийской дивизии IX Кубанской армии. При первом же разборе дела следователь убедился в полной невиновности священника и вскоре освободил его.

Первая страница протокола допроса отца Григория во время первого ареста. / Фото: www.kanonkuban.ru.

«Негодуя, председатель ревкома, воспользовавшись проездом через село уполномоченного Особого отдела, подал заявление «явно недовольствующее… за прекращение дела священника». В личной беседе с уполномоченным Чеботарь упорно твердил, что «не может спокойно работать, раз таковой не понесёт заслуженной им кары, да ещё к тому же останется вставлять палки в колеса»», – говорится в историческом материале о жизни священника на сайте комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

Узнаём
Больше информации о кубанских новомучениках и об истории гонений на Церковь на Кубани можно найти на сайте комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии www.kanonkuban.ru.

Через несколько дней священника забирают в Краснодар. В защиту своего пастыря выступили многочисленные прихожане Молдаванского и хутора Русского. «При власти кадетов он до глубины души возмущался зверствами, чинимыми кадетами…», – писали сельчане. Сотрудница Реввоентрибунала IX армии, снимавшая в доме священника в 1918-м комнату, свидетельствовала: «Я при белых жила в квартире Конокотина и знаю, что ничего подобного не было, т.е. он не носил погоны и никаких парадов не принимал и что он никогда не мешался в дела белых»», – приводят материалы дела кубанские исследователи священник Андрей Небавский и Никита Кияшко.

8 сентября 1920 года Кубано-Черноморский революционный трибунал оправдал отца Григорий за отсутствием доказательств по делу. По настоянию родных и врачей священномученик не вернулся в Молдаванское, а остался с семьей в городе Екатеринодаре, получив назначение сверхштатным клириком Александро-Невского войскового собора.

Решённое дело

15 сентября 1921 года отца Григория вновь берут под стражу за «бегство от советской власти из Молдаванского в Краснодар», а также за связи с высланным духовенством. Виновным он себя не признал.

Допрос был недолгим. На этот раз ни он, ни заступничество прихожан, ни заверения о «благонадежности» отца Григория от бывшего сотрудника Кубано-Черноморского ревтрибунала и начальника отдельской милиции не могли повлиять на судьбу священника.

23 сентября коллегия Кубано-Черноморской ЧК постановила расстрелять отца Григория как «врага трудового народа». 28 сентября ночью приговор был приведён в исполнение. Место погребения батюшки неизвестно.

В 2015 году на месте разрушенного Иоанно-Златоустовского храма села Молдаванского на территории современного сквера, который носит имя Григория Конокотина, был установлен памятный камень с надписью, свидетельствующий о месте служения священномученика. Ежегодно в день памяти кубанского святого после Божественной литургии к памятному знаку совершается крестный ход.

Выселковцы у памятного знака на историческом месте расположения уничтоженного в 1936 году храма Иоанна Златоуста села Молдованского. / Фото: «ВС».

Прославляем
В 2017 году в сквере Молдаванского Крымское отделение фонда «Вознесение» по проекту «Возвращение памяти», поддержанном в конкурсе «Православная инициатива», установила мемориальную доску в память о священномученике Григории. Также на средства гранта был создан документальный фильм о кубанском святом – видео.

Прямая речь
Протоиерей Андрей Дуплинский, настоятель Татианинского храма с. Молдаванского:

– Мы на самом деле не знаем, как выглядел отец Григорий. Его фотоизображения не сохранилось. Старожилы говорили, что у него были тёмные волосы, а, например, на нашей храмовой иконе кубанских новомучеников, где есть и отец Григорий, все святые – светлые. Да, я думаю, это и не столь важно. Отец Григорий был простой верующий христианин. В нём не было ничего особенного. Он был простой человек, который просто жил. А где просто, по словам преподобного Амвросия Оптинского, там ангелов со сто. А где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.

Материал опубликован в рамках проекта «Родная сторона. Новомученики Кубанские» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2023».

Максим Ватутин