Общество

24.06.2019

О любви к балалайке рассказал Николай Дюжих из Березанской

23 июня — День балалайки.

О русском инструменте рассказал Николай Дюжих.

«Я не могу сказать, когда научился играть на балалайке. Этот инструмент был в нашем доме всегда. Я просто смотрел, как играет отец, и повторял, – оживлённо рассказывает Николай Дюжих. –  Мои родители очень хорошо пели, и вообще, в нашем селе часто проводились массовые мероприятия. К нам съезжались гармонисты, баянисты, балалаечники со всей округи. Лучшим баянистом признавался тот, возле которого больше всего пляшет людей. Этот человек получал первый приз: поросёнка, лошадь или телёнка. Видно, эти традиции вошли в мою жизнь с молоком матери: в армии я был водителем ракетных тягачей, потом работал на автобусе, но всегда участвовал в самодеятельности, сколько себя помню».

Балалайка  неразрывно связана с частушкой – малой формой поэзии. Частушка живёт в народе непосредственно с балалайкой – это как два крыла народной музыки.  Как-то на Атамани, на берегу моря, Николай Дюжих начал петь частушки, а люди окружили его, подпевали, плясали, получился целый концерт! Вот что такое русская народная балалайка. Вроде три струны всего, а какая в них сила! Музыка, игра на балалайке придаёт энергию. Если ты не чувствуешь балалайку, и она тебе не нравится, не совпадает с твоей душой, то играть на ней не получится.

«К сожалению, балалайка уходит в прошлое, – делится мыслями Николай Иванович. — Говорят, что тогда было скучное время, а я не соглашусь! Наш народ всегда был добрым, отзывчивым, всегда готов был поделиться последним. Если нужна была помощь, люди приходили, дома помогали строить и даже обижались, если кого-то не позвали.  Мы всё делали вместе. Когда я был маленьким, на Троицу в лесу мы собирали кленовые листья, на лугу пахучие травы и заносили их в дом, украшали комнаты. До сих пор помню этот запах! Вечером палили костры. Вся молодёжь собиралась. А кто сидел дома зимой? Мы на речке в валенках, на коньках катались, снеговиков лепили, носились день и ночь, на лыжах по лесу бегали. В Масленицу народ выезжал на тройках, водил
хороводы». Жалко, что в последнее время на праздниках нет балалаечников, только Николая Ивановича можно увидеть с этим инструментам в руках. А ведь балалайка — часть культурного кода нашего русского народа, как песня или танец. Это именно то, что затрагивает нас, ведь в песнях и хороводах выливается душа народа: русские народные песни протяжные, звучат они долго, словно им нет конца, как плетень плетётся.