Об основании Киева и великом переселении народов
Житель Березанской Михаил Иванович Яценко размышляет об истории Киева, Украины и казачества. Общеизвестно, что всю территорию великой Степи от Урала до Днестра, с незапамятных времен и вплоть до 18 века, населяли кочевники. Каждая новая волна кочевников со временем растворялась в автохтонном этносе. И получался новый этнос. Что на берегах Волги, что на берегах Дона, что […]
Житель Березанской Михаил Иванович Яценко размышляет об истории Киева, Украины и казачества.
Общеизвестно, что всю территорию великой Степи от Урала до Днестра, с незапамятных времен и вплоть до 18 века, населяли кочевники. Каждая новая волна кочевников со временем растворялась в автохтонном этносе. И получался новый этнос. Что на берегах Волги, что на берегах Дона, что на берегах Днепра он имел общие расовые признаки и, что самое главное — они говорили на очень похожих языках. Северная граница Великой Степи была очерчена лесами. Леса не удобны для проживания кочевников. Во-первых, они неудобны для передвижения на лошадях – главном транспортном средстве кочевников. А во-вторых, там мало корма для бесчисленных стад кочевников. В лесах довольно мирно проживали другие племена. Это славяне (от Вислы до верховий Волги) и финно-угры (от Валдая до Урала).
Что касается славян, то основу их этноса, по-моему, составляли те же степняки. Известно, что в 7-6-м веках до н.э. скифы покорили киммерийцев. Но не все киммерийцы жили в Причерноморье. Некоторые киммерийские племена жили в северной части Великой Степи, на границе с лесами. За долгие столетия они установили с лесными обитателями добрососедские отношения, научились пользоваться не только благами степи, но и дарами леса. И когда нагрянули скифы, то они просто ушли от них вглубь леса. Лес уже им был знаком и привычен.
Когда пришли сарматы, то из приграничных к лесу областей в лесные дебри ушли скифы, не желая покориться пришельцам. В общем, в лес из степи бежали все, кто не желал покориться каждой новой волне азиатских кочевников. То есть, волны пришельцев наполняли Лес беглыми степняками, как насос мяч воздухом. Это, как раз, и объясняет то обстоятельство, что славяне вдруг в начале новой эры, как пишут многие историки, сильно размножились. Они не размножились, их туда, волна за волной, загоняли каждые новые пришельцы- кочевники. Таким образом, равно, как в Степи кочевники, с течением лет, волей-неволей, растворялись в местном этносе, точно такие же процессы происходили и в Лесу. С той лишь разницей, что без крови и на добровольной основе.
В лесу славяне жили настолько мирно, что жили не в землянках и кибитках, а строили для себя дома. Всякая попытка появления в Степи заканчивалась для них плохо. Кочевники их ловили и в Крыму на невольничьих рынках продавали в рабство. Даже в середине 1-го тысячелетия нашей эры, когда славяне «безмерно размножились» и в лесах стало им тесно, попытки проникновения в Степь ничем не кончились. На их беду, в конце 4-го века н.э. в Степь пришли гунны, искусные и свирепые воины. Славянам нечего было им противопоставить. Более того, это гунны в начале 5-го века н.э., каким-то образом, подняли славян с насиженных мест и спровоцировали явление, получившее в мировой истории название Великого переселения народов. (Не так давно этот вопрос достаточно подробно исследовали англичане). Уходя от гуннов, славяне двинулись на запад и юго-запад . На обоих этих направлениях они добились значительных успехов. Они заняли Византию, вышли на Балканы и достигли Адриатического моря. На западе перешли Рейн. Видно, неуютно им за Рейном показалось. И они двинулись дальше. Под именем вандалов (по некоторым версиям, от реки Ванда, притока Вислы), славяне пересекли на запад всю Европу, перевалили через Пиренеи, дошли да Гибралтара и переправились в северную Африку. Прошли по северной Африке на восток, заняли Карфаген (вернее, то, что от него осталось), далее переправились на Апеннинский полуостров и в 455г. н.э. разграбили Рим. Это я к тому, что, хотя пассионарность славян была настолько высока, что они дошли таким сложным путем до Рима, у гуннов Степь отвоевать они так и не смогли. И у всех последующих кочевников тоже.
Тут не могу не остановиться на вопросе Великого переселения народов. Это явление до сих пор остается настолько неизученным, что историки даже путаются с его датировкой – одни к готам его относят, другие к гуннам?!… Но общепринято, что оно было и возникло по трем причинам: увеличение численности диких племен, похолодание климата и возникновение государственности. Ни одна из этих причин (особенно последняя) мне достоверной не кажется. Предерзко осмелюсь высказать свою версию.
За всю историю человечества главными изобретениями цивилизации являются : изобретение колеса, стремени и отвального плуга. Они коренным образом изменили все цивилизационные процессы. Так вот, нахожусь в глубоком убеждении, что эру великого переселения народов спровоцировало изобретение стремени. Стремя изобретено в Китае в 3-м веке н.э. Соответствующее исследование я впервые читал в журнале «Знание-сила», примерно, в 1985г. Кстати, оно и сегодня не сильно отличается от объяснения в «Википедии». На примере мобильного телефона мы знаем, насколько быстро завоевывают мир прорывные достижения цивилизации. Нечто подобное произошло и со стременем. Кавалерист в седле со стременами стоит десяти всадников голоконь. Сразу и многократно выросли мобильные и боевые возможности кочевников. И эти возможности они захотели немедленно реализовать. Они побеждали всех. Спастись от них можно было только бегством. Вот это обстоятельство, как раз и привело к Великому переселению народов. Гунны, будучи соседями китайцев, позаимствовали у них идею стремени и в Сарматию пришли на оседланных лошадях со стременами. Кочевники Великой Степи оказались против них бессильны.
Читая историю Украины, за редким исключением, любого современного украинского автора, невольно обращаешь внимание, как бедно освещен период от начала новой эры до Рюриковичей. Прямо провал какой-то. Вот в 5-м веке восточные славяне де организовали государство с центром в Киеве, а уже в следующем предложении речь про Олега. Здрасьте, пожалуйста! А куда делись 400 лет между ними? То читаешь такие невероятные подробности по трипольской культуре, которой 20 тыс. лет, а тут 400 лет сравнительно недавней истории находятся в полной темноте! Так вот: по моему глубокому убеждению, не было у славян в 5-м веке никакого государства. Не могли они его создать. Уже хотя бы потому, что Великую Степь в это время контролировали могучие гунны. И всех остальных они воспринимали лишь как возможную добычу. А противостоять им было невозможно. Это, во-первых. А во-вторых, славяне 200 лет, с 5-го по 7-й век н.э., толклись на Балканах и Шпрее и ничего там не создали (пока не вмешались византийцы). Никакого государства. И в северной Африке тоже. Ситуация не поменялась ни при Аварском, ни при Хазарском каганате. Славяне безвылазно сидели по лесам, не смея и носу оттуда показать. И, наконец, в-третьих: во второй половине первого тысячелетия н.э. уже было много стран с развитой письменностью. В частности, соседняя Византия. Но нет там упоминаний про восточно-славянское государство. Византийский историк Прокопий Кесарийский в 6-м веке в своих трудах о нем ничего не пишет. Хотя о дунайских славянах пишет. Кроме того, объясните мне – что это за государство такое, которое после себя не оставляет никаких материальных следов? Более того, в византийских хрониках того времени славяне упоминаются вообще, как «черные дикари», периодически терзающие Константинополь.
Дальше снова предлагаю свою версию. Как известно, в 7-м веке н.э. на территории от Днестра до Урала возникло государство под названием Хазарский каганат. Оно не было однородным и, как все кочевые государственные образования, состояло из разных племен. Поднепровье занимали черкасы (так они именовались даже в летописях 17-го века). Многие важные административные посты в Хазарии занимали иудеи. В 740-м году иудаизм принял хазарский вождь Булан. Это значит, что реальная власть в Хазарии стала принадлежать еврейскому лобби. А вскоре и вся хазарская знать перешла в иудаизм. Что значит еврей? Еврей – означает торговля, обмен. Для еврея торговля – это все. Это вода, еда, солнце и воздух одновременно. Это – его стихия. Полностью изменилась вся внешняя политика Хазарии. С завоевательской она стала торгово-посреднической. Для торговли по всему периметру контролируемых хазарами территорий стали строиться города-фактории. В числе прочих возник и Киев. (И я сильно подозреваю, что и Чернигов тоже). Повторяю – это чисто моя версия. Киев, на границе степи и леса, возник вовсе не как центр славянского государства, а как хазарская фактория для торговли с лесными племенами. (В числе многих других факторий. Например, в 1992г. у села Автуничи на севере Черниговщины институт археологии Академии наук Украины раскопал обширное городище 10 -12 веков с предметами явно не местного происхождения. То есть, Автуничи были точно такой же хазарской торговой факторией, как Киев и Чернигов). И произошло это в середине 8-го века н.э. Где-то в 750-е годы н.э. То есть, сначала Киев стал центром, где сходились торговые пути леса, степи и варягов, а уже после — центром Киевской Руси (не будем слишком придирчивы к названию, которое появилось много лет спустя, уже в 19 веке) .
В 9-м веке Хазария стала ослабевать и Киев осмелел настолько, что выторговал себе автономию. Правда, с обязательством платить дань. Населяли Киев черкасы, варяги, славяне и, конечно же, хазарские евреи ( до сих пор евреев иногда называют хазарами). Именно коммерческому таланту евреев Киев обязан своим возникновением и становлением. Вот в таком виде и застали его Рюриковичи.
История появления евреев в хазарских степях известна. Вот она вкратце.
В результате иудейских войн римляне во 2-м в.н.э. разрушили Иерусалим и вытеснили евреев с насиженных мест. Евреи ушли в Персию, где безбедно жили почти 350 лет. Но в самом конце 5 века хитрый советник персидского царя Маздак учудил в Персии нечто очень похожее на пролетарскую революцию 1917г. в Российской империи. Все персидское общество разделилось на два враждебных лагеря. Соответственно разделились и евреи на противников Маздака и его сторонников (маздакитов). Вначале дела у Маздака шли хорошо, он теснил своих противников и, несогласные с ним евреи, попросили убежища в Византии. Византия пожалела гонимых и впустила на ПМЖ. Но дальше в Персии удача изменила Маздаку. Подрос сын царя. Он возглавил движение против Маздака и одержал победу. Теперь встал вопрос перед евреями — маздакитами,- куда деваться. Выбор был невелик и в итоге они тоже перебрались в Византию, где, мгновенно забыв разногласия, с любовью обнялись со своими братьями, недавними противниками Маздака. Византия вмиг получила в качестве чирья на мягком месте огромную еврейскую диаспору. Византия в то время уже была богатой страной и поэтому вела непрерывные оборонительные войны против всяких разбойников. И евреи на этом ловко стали делать бизнес. Они стали договариваться с разбойниками и за деньги тайно, ночью открывать им городские ворота. Поскольку речь шла не об одном человеке, а обо всей диаспоре, то чтобы не начинать войну еще и против евреев, Византия предложила им по-хорошему покинуть страну. Евреи ушли и основались в 7-м в.н.э. на Дагестанском нагорье. В северном Причерноморье в то время жили хазары, к тому времени уже довольно мирные и неагрессивные племена. Евреи установили с ними отношения, Они убедили хазар провести ряд цивилизационных реформ и заняли в государстве все важнейшие посты. (Естественно, все спустились с каменистого нагорья в плодородные черноморские степи.) Поэтому совсем не случайно хан Булан в 740-м году принял иудаизм – ему было кому посоветовать.
От себя
Безусловно, участие евреев в хазарском государстве на цивилизационных процессах в Великой степи сказалось самым благоприятным образом. В степи стало меньше разбоя и больше мирной торговли. Именно благодаря еврейскому участию в хазарской политике стали возникать торговые фактории, в том числе Киев и Чернигов. То есть, без евреев не было бы этих городов.
Известна способность евреев не смешиваться ни с какими другими этносами. Так, в этнической чистоте, они благополучно дожили на просторах Степи аж до Богдана Хмельницкого. И уж тогда козаки, в прошлом хазары, движимые родовой памятью, припомнили им прелести многовекового совместного проживания. Кстати, когда в результате политики П.Дорошенко на правобережье народ массово побежал на левый берег и основал Слободскую Украину, то еще неизвестно кого там было больше – черкасов или евреев. По моим сведениям даже на начало 20-го века на харьковских землях еврейского населения была добрая половина.
С усилением Киева и упадком Хазарии из лесов славяне стали выходить активнее. Но распространялись не на юг, где их очень ждали черкасы с прицелом на крымские невольничьи рынки, а на запад и северо-восток. На западе возникла целая область, которую мы сегодня называем Галицкая Русь . На северо-востоке, на самой границе лесной зоны, славяне с финно-уграми построили Суздаль, Муром, Ростов и ряд других городов.
Дальше, в истории Украины, после занятия Киева татаро-монголами в 1240 году еще одно темное пятно. Все авторы детально описывают события в Литве, Польше, Золотой Орде. Интриги, походы, события. Украина в этот период упоминается, как какой – то фантом. Без территории, но с названием.
Полагаю, не было тогда еще никакой Украины. В конце 13 века волна пассионарности накрыла Литву. Ей стало скучно и тесно на сырых балтийских берегах и она двинула на юг. Литовской экспансии на юг сильно способствовали события в Золотой Орде. В 1341г. там к власти пришел хан Узбек и решил ввести в Орде единую религию – ислам. Получилось все плохо. Возникла ситуация под названием ордынская замятня. Это когда все воюют против всех. Кончилось все распадом Золотой орды 80-х годах 14-го века.
Ситуацией решила воспользоваться Литва. В 1320г. она заняла Киев, а в 1362г. вышла на линию южнее Канева (одно время даже достигла Черного моря). Как мы знаем, в это время по берегам Днепра жили черкасы (правда, уже с сильной примесью печенегов и половцев). Кочевники. И любимым занятием у них была война, грабеж. Они либо защищали свои стада, либо пытались угнать чужие. И уже имели собственное название — «козаки». Все, от Днестра до Урала. И входили в состав боевых отрядов Золотой Орды. Причем, именно «козаки», а не «казаки». Включая донских и яицких. Мне довелось видеть одну из открыток первого Георгиевского кавалера 1-й мировой войны Козьмы Крючкова за 1914г. Так вот, даже в 1914г. на открытке «козак» писался именно через «о». Хотя сам Крючков с верхнего Дона.
Литва стала склонять черкасов переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Но тут нашла коса на камень. Труд землепашца предполагает интенсивные физические усилия в течение всего светового дня. Черкасы к такому труду не были готовы. Конечно, они знали, как выглядят города, дома с окнами и крышей и другие блага цивилизации, но с утра до вечера рыть землю – извините. Начались вооруженные столкновения с литовцами. Это обстоятельство несколько охладило энтузиазм литовцев и удержало их ненадолго от дальнейшего продвижения на юг, но защищали они занятую территорию от кочевников достаточно надежно. И тотчас из лесов хлынули славяне. А из степи евреи и «прогрессивные» черкасы (это те степняки, которые решились на оседлый образ жизни и таких было много). Из самой Литвы на вольные земли тоже поехала масса людей. Это были не только солдаты, но и простые крестьяне. И их было очень много. Вскоре, под руководством литовских администраторов, они всю территория, защищаемую Литвой, обозначили густой сетью городов (по нынешним меркам – большими селами). Для защиты от возможных прорывов черкесов города обносились укреплениями. И вот эту территорию, по сути, литовскую, а затем польскую колонию, в самой метрополии стали называть Украиной.
Кстати, именно в этих, завоеванных литовцами границах, с южным рубежом по Чигирину, будущую Украину застал Хмельницкий. И эта же территория, правда, сильно укороченная Белоцерковским договором 1651года, затем присягала на верность русскому царю в 1654г. Южнее, от Чигирина до Чонгара тянулось Дикое Поле. Loca Deserta – по определению Боплана. Таким же пустынным выглядит Дикое Поле и на его карте. Боюсь, однако, что в натуре эта местность не была пустынной. Дикой – была, а пустынной — нет. Туда, к своим братьям, ушли черкасы, которые не пожелали оседлости с литовцами, а предпочли ей вольный степной ветер. Таким образом, вся территория к югу от Чигирина, и от Днестра до Донбасса, принадлежала вольным степнякам под названием Крымская орда. В 15-м веке в Крымской орде произошел религиозный раскол. Она разделилась на христианскую часть (черкасов) и мусульманскую (татар). Следом за религиозным произошел и территориальный раздел: Причерноморье, это, примерно, Николаевская, Херсонская, юг Запорожской области заняли татары. А православная часть черкасов заняли земли, примерно, Днепропетровской, Кировоградской, юга Черкасской и севера Запорожской областей. Гораздо позже, уже в литературе, эти земли стали называться землями запорожских козаков, хотя тогда они назывались черкасами. То есть, Запорожье — не просто Сечь на Хортице. Это обширные просторы на юге современной Украины. Таким образом, в 14-м, 15-м веках нынешняя Украина являла собой слоеный пирог: север принадлежал Литве и был оседлым, ниже располагались запорожские козаки, а еще ниже, у моря, татары. И запорожские козаки и татары вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Запорожцы от татар отличались только вероисповеданием. Запорожцы – православные христиане, татары – мусульмане. Но в этническом плане между ними не было абсолютно никакой разницы.
Начали заполняться оседлыми людьми и Черниговские земли. Строго говоря, это были вчерашние хазары. В будущем Свидовце люди, вместо временных жилищ кочевников, стали строить все более благоустроенные жилища. В 1377г. появился первый князь. Им стал сын Великого князя литовского Ольгерда Корибут Ольгердович. Правда, в 1392г. он неудачно поучаствовал в княжеских интригах и через год Черниговщину у него отобрали и отдали какому-то Федору Любартовичу. Свидовец, тем временем укреплялся, мужал и превращался в серьезный населенный пункт. И к моменту назначения следующего князя, Свидригайло Ольгердовича в 1406г. село уже вполне сформировалось. К сожалению, Свидригайло в 1406 — 1408 г.г. мало занимался хозяйственными вопросами, а больше борьбой за власть. На Черниговщину он вернулся только через 12 лет, уже побитый, помятый, смирный, спокойный и дал Свидовцу его название.
Попутно шло формирование украинского языка.
С детства я слышал песню: «Iхали козаки iз Дону додому,
Пiдманули Галю, забрали з собою…»
Почему «с Дону», — думал я? Песня звучит на абсолютно современном украинском языке, но при чем тут «Дон»? Оказалось, песня хоть и народная, но историческая. С давних времен донские и днепровские козаки оказывали друг другу военную помощь. Особенно такая взаимопомощь стала эффективной с занятием Крыма Турцией в 1475г. К этому времени уже распалась Золотая Орда и донцы и днепровцы получили абсолютную независимость. А тут такой соблазн – в Крыму появились богатые турки, золото. На работорговле сколотили огромные капиталы местные нувориши. Грех было их не пощипать. Совместные походы козаков продолжались вплоть до 18-го века, когда Россия заняла в 1783-м Крым. И дважды за столетие разрушила Запорожскую Сечь – в 1709-м и 1775-м. Вольница совместных походов прекратилась и, видимо, именно в этот период, на ностальгической волне, и родилась песня про Галю. Уже на вполне современном украинским языке.
Из песни мы знаем, что козаки поступили с Галей «не по-джентельменски». Но они поступили сугубо в духе времени. Как пишет автор «Летописи Самовидца», — «… в то время не было милосердия между людьми». Налететь на любое мирное село или стойбище и захватить там несколько девушек для развлечения в пути считалось рыцарским поступком. Село попалось на пути козаков, которые возвращались на Днепр после совместного с донцами похода и пострадало. И вряд ли в таких случаях дело ограничивалось одной Галей.
Таким образом, украинский язык сформировался на базе черкасского (в котором сохранились следы всех предыдущих обитателей Великой Степи), печенежского, половецкого, славянского и литовского. Доминирующим, видимо, был язык Степи, то есть язык черкасов, потому что он лег также (вместе с языком угро-финнов) в основу формирующегося русского языка. В результате оказалось, что русский и украинский языки очень похожи.
Поляки не внесли в украинский язык каких либо существенных изменений, потому что, сменив литовцев, управляли Украиной, в основном, через арендаторов. То есть, их было банально мало. А защищали Украину с помощью украинских же реестровых полков. А вот моду на внешний вид принесли. Рядовые поляки по «гоноровим» причинам пахать украинские земли не поехали.
P.S. Недавно пришлось читать современное украинское видение истории славян. Поскольку вопросы этногенеза и места возникновения славян до сих пор открыты, на эту тему есть великое множество версий. Современная украинская историческая наука с возмущением отвергает те версии, которые не связаны с «божественным» происхождением будущих украинцев. Среди множества версий, подвергнутых остракизму, меня заинтересовала одна, особо гонимая. Но, на мой взгляд, самая трезвая и реальная. В 1982г. профессор гарвардского университета Емельян Прицак и американский источниковед Норман Голб на основании исследования «Киевского письма» пришли к выводу, что Киев основали хазары. («Киевское письмо» – документ 10-го века. В нем киевская еврейская община обращается ко всем другим еврейским общинам с просьбой о помощи одному бедному еврею. Ряд признаков указывает на то, что составителями письма были иудеи именно тюрко-хазарского происхождения, составлявшими киевскую еврейскую общину.) Скажите, чем версия Прицака и Голба об основании Киева отличается от моей? Попутно Прицак и Голб приходят к выводу, что и славянское племя полян, проживавших в окрестностях Киева, на самом деле тоже были хазарами. Опять же, полностью согласен. Приобретя статус торгового города в 750-х годах, Киев начал стремительно развиваться, строиться, богатеть. Успешное место всегда привлекательно. Поэтому к Киеву и тянулись со всей Степи предприимчивые люди, расселяясь в самом городе и окрестностях. Нечто вроде Рублевок вокруг Москвы.
Пока Киевом правили иудеи — все было хорошо. Киев приобретал славу торгового центра мирового значения. Но у торговой славы есть оборотная сторона – торговая слава возбуждает разбойников. И уже в 9-м веке пожаловали скандинавские бандиты. Эти сразу решили: зачем терпеливо и мирно торговать, если можно грабить и отбирать. Начав с вероломного убийства Аскольда и Дира, они развязали жуткие грабительские походы и междуусобные войны. За 200 лет Рюрики из цветущего города превратили Киев в задрыпаный проходной двор. Городу понадобились столетия, чтобы вернуть былую славу.
Яценко Михаил Иванович,
23.01.2017г. Кубань.