В XIX веке церковные свечи не продавались в храмах. Их можно было купить в обычной торговой лавке. Но, приходя в храм, верующие крепили к свече кто копеечку, кто пятьдесят копеек, а кто и рубль. Это была их жертва церкви и Богу. Не свеча, а именно монетка. Об этом рассказал выселковским паломникам штатный священник Покровского храма г. Кропоткина, протоирей Роман Монич, добавив, что каждый жертвует по своей вере.
В рамках проекта «Родная сторона» в августе прихожане Свято-Никольского и Рождество-Богородицкого храмов ст. Выселки во главе с настоятелем Свято-Георгиевского храма ст. Новобейсугской иереем Виталием Петруком посетили храмы Кропоткинского благочиния и пообщались со священнослужителями церковного округа.
СПРАВКА
Кропоткинский церковный округ Тихорецкой епархии располагается в пределах города Кропоткина. Сейчас в благочинии четыре действующих храма, два строящихся и один в проекте. Последний из действующих – Петропавловский храм – был освящен накануне престольного праздника в июле этого года. Первую Божественную Литургию в день престольного торжества совершили епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан и епископ Армавирский и Лабинский Игнатий.
Редкие образы
Изначально храм Покрова Пресвятой Богородицы города Кропоткина был частью Романовского подворья Кавказского миссионерского монастыря (об истории последнего мы рассказывали в материале «У истоков веры на Кубани» № 33 от 25 августа 2017 года). Романовским подворье называлось по месту расположения – на хуторе Романовском, позднее ставшим городом Кропоткиным.
Покровская церковь строилась летней, то есть без отопления. Храм был заложен на подворье в 1905 году, в 1913 в нем прошла первая служба, а через год церковь освятил епископ Ставропольский и Кавказский Агафодор.
Покровскому храму, в отличие от «зимнего» храма подворья в честь Казанской иконы Божией Матери повезло: он не был разрушен большевиками, и в первые годы советской власти использовался как зернохранилище. Во время немецкой оккупации в нем восстановили богослужения, и с той поры он является духовным центром города и его окрестностей.
Нынешнее благолепие храма и прилегающей территории достигнуто усердными трудами его настоятелей.
В Покровской церкви имеется более 2000 святых мощей. Периодически они выносятся из хранилища для поклонения верующих.
Также в храме находятся и чтимые образы: икона Божией Матери «Достойно есть», написанная на Святой горе Афон в XIX веке, оттуда же Иверская икона Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Стены и колонны храма расписаны ликами святых, в том числе не столь известными для широкого круга верующих: святой мученик Трифон Апамейский, великомученик Евстафий Плакида, священномученик Дионисий Ареопагит.
– У нас достаточно много редких имен, таких как Дарья, Феодосия, Параскева, Гликерия, Агриппина, Агафья мученица, Марфа, Стефанида, святая Людмила, – перечисляет ключарь храма протоиерей Роман Монич. – Жертвовали люди копеечку, и теперь их святые покровители украшают стены церкви.
Имеешь – делись
– Богатый храм, – делятся выселковские паломники впечатлениями.
– Богатство храма характеризует прихожан, которые здесь трудились и которые заботятся о храме ныне, – откликается отец Роман. – Старинные иконы, росписи – это усердие наших предков, которые были гораздо беднее, чем мы сейчас, и нуждались намного больше нас. Я нашим прихожанам говорю: «Если бы они были так теплохладны, как большинство из нас, мы бы сейчас не видели этого великолепия».
Священник ведёт группу к старинной иконе Крещения Господня. Внизу подпись – «Сия икона сооружена от благодарных прихожан церковного причта Покровской церкви станицы Терновской в память долголетней и усердной службы церковного старосты означенной церкви урядника Михаила Петровича Ермолаева в 1897 году 20 марта».
– С одной стороны можно сказать, что не очень смиренно попадать на такие надписи. А с другой, так как посвящение появилось, мы знаем раба Божиего Михаила и поминаем его в молитвах до сих пор, – делится мыслями ключарь храма.
Отец Роман обращает внимание паломников на слова «от благодарных прихожан». Значит сообща, все вместе.
– Вот это – истинное христианство. Имеешь – делись. Святитель Иоанн Златоуст говорил о богатстве очень просто: «Богатство дано нам не для того, чтобы мы им пользовались, а для того, чтобы через богатство мы приобретали Царствие Небесное». Богатство – это не только деньги. У каждого из нас есть то, что чем мы можем поделиться. Например, наше время. Мы можем уделить вниманием болящим или нуждающимся. Со своими детьми побыть, в конце концов.
Звучит вопрос о приобретении свечей, как о жертве, нашем даре-благодарности Богу.
– То, что мы покупаем свечки и иконочки – это треба, это на нашу потребу, – отвечает отец Роман. – Ведь храм их тоже купил, и он просто возвращает потраченные средства. Какой должна быть жертва? Такой, чтобы нас задело за живое. Жертва должна быть немножко с надрывом, чтобы зацепило нашу внутреннюю жабу, которой жалко все, что наше. Чтобы милость была не мелочью, завалявшейся в кармане, а суммой, пусть и небольшой, которая в чем–то нас ущемит.
Молитва в своем храме
После Покровского храма паломники побывали в церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чин великого освящения которой два месяца назад совершил глава Тихорецкой епархии епископ Стефан. Петропавловский храм построен на средства местного фермера. С момента заливки фундамента понадобилось всего два года, чтобы воздвигнуть небольшой белокаменный храм с колокольней и золотыми куполами. Сейчас на приходе собирают пожертвования для росписи стен.
К строительству нового здания готовятся на Георгиевском приходе. В середине прошлого столетия помещение храма святого великомученика Георгия Победоносца в г. Кропоткине, возведенного в начале XX века, были переданы построенной рядом школе. Церковь поделили стенами на части и разместили в ней учебные классы. Ремонтом строение было обделено и со временем стало аварийным. Усилиями прихода удалось сделать более–менее пригодной для богослужений одну из комнат. Теперь в планах значится строительство. Проект нового храма уже разработан. Об этом поведал паломникам настоятель храма, благочинный Кропоткинского церковного округа протоиерей Игорь Горбатков.
Свято-Георгиевская церковь считалась кладбищенской, поскольку неподалеку находится, в наше время, уже старый погост. Да и возле церкви были погребения.
– Мы не знаем имен этих усопших, но молимся за них на каждой службе. Ведь именно на общении с Господом держится Церковь земная. Мы надеемся, что Он простит наше неведение, примет возносимые молитвы и упокоит праотец, отец и братиев наших, и по их молитвам и нас грешных простит и помилует. Мы верим, что наши сродники, если они обрели благодать перед Богом, отойдя в вечность, также молятся Господу за нас, – сказал отец Игорь.
Участники паломнической поездки благодарят приход Покровского храма г. Кропоткина за гостеприимную встречу.
МНЕНИЕ
Настоятель Свято-Георгиевского храма ст. Новобейсугской иерей Виталий Петрук:
– Наши реалии таковы, что в далекую паломническую поездку сложно собраться, а найти время для посещения ближайшего благочиния особого труда не составляет.
Это всегда радость: наложив крестное знамение, зайти в новый для себя храм, помолиться у икон, приложиться к мощам. Тем более, когда ты имеешь возможность прикасаться к старинным образам, ощущая всю глубину православной веры.
Для себя, как священника, я бы еще отметил пользу духовного общения с настоятелями и священниками посещенных храмов.
|
Материал опубликован в рамках реализации проекта-победителя «Родная сторона» международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017». |