Выселки +16 °C

Подписка на газету

Терпение и труд — всё перетрут

Ученики Елены Карпусенко демонстрируют поделки, изготовленные своими руками. Некоторые изделия ребята выполняли сами на уроках технологии, некоторые завершали с помощью родителей. 

Елена Карпусенко, учитель начальных классов СОШ № 3 станицы Березанской делится своими мыслями о воспитании детей с читателями газеты «Власть Советов».

С 1994 года я занимаюсь педагогической деятельностью. Стараюсь идти в ногу со временем, быть в курсе новых педагогических технологий. В учебно-воспитательном процессе реализую требования ФГОС, внедряю эффективные методики. Работая с разными классами, вижу что, к сожалению, сейчас мало семей, в которых несколько поколений живут на одной территории, старшие приглядывают за младшими, пока трудоспособные члены семьи заняты на работе. Проблемой современной школы стала высокая загруженность родителей и отсутствие возможности у бабушек и дедушек помогать воспитывать внуков.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»,- Сухомлинский В.А.

Давайте проанализируем режим современного школьника на примере одного рабочего дня (предположим, что ребёнок учится в первую смену, воспитывается в полной семье, но без участия бабушки и дедушки, которые живут в другом населенном пункте). Утром ребенок уходит в школу, после уроков зачастую проводит время дома один до прихода родителей с работы. Как организовано его время во второй половине дня? Чем грозит бесцельное времяпрепровождение для воспитания личности? Не допускают ли родители ошибку, забывая о трудовом воспитании ребёнка, о формировании навыков самоконтроля, не организуя его внеурочную занятость?

Научите детей уважать труд

Чтобы сформировать полноценного члена современного общества, недостаточно «вложить» в него знания, научить добывать информацию и пользоваться ею. Нужно развивать в детях такие качества, как любовь к труду, уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремленность; формировать отношение к труду, как к жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Труд в таком случае рассматривается как средство воспитания.

О трудовом воспитании детей писали ещё древнегреческие философы. Многие русские ученые-педагоги труду, как средству воспитания, также отводили важное место. Сухомлинский В. А. указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». Мой личный опыт работы с детьми подтверждает это утверждение известного педагога.

В Православной культуре трудовое воспитание — это формирование в человеке созидательного начала. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях. Так, например, дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие.

Свободное время с пользой

Формы трудового воспитания могут быть самыми разнообразными, в зависимости от условий и обстоятельств жизни семьи. Детей надо приучать к уборке собственных игрушек, квартиры, к покупке продуктов, мытью помещений и посуды и т.д. Хорошо, когда у детей есть навыки ремонта помещений, починки простейших инструментов, шитья и т.д. Можно разделять обязанности между детьми либо установить дежурство, либо как-то комбинировать эти варианты.

В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Полезно чтение дополнительной литературы по отдельным разделам школьного курса и дополнительные занятия.

В школе трудовое воспитание осуществляется и в урочное время, и во время занятий внеурочной деятельностью. Особенно полезны уроки технологии, которые способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. При работе над поделкой дети учатся проявлять доброжелательность, применять правила делового сотрудничества, анализировать собственную работу.

Объединим усилия!

Нам, родителям и учителям, нужно объединить свои усилия! Мамы и папы должны обязательно обеспечить условия для трудового воспитания дома, в кружках по интересам в школе, в КДЦ и т. п. Классные руководители должны, в свою очередь, составлять мониторинги занятости детей, бить тревогу, если внеурочное время проходит для ребенка без пользы.  Мы должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремленность, самоконтроль и самооценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых дел.

Сейчас многое дети посещают кружки при КДЦ, в образовательных учреждениях, художественное отделение ДШИ. Для детей доступны многие виды полезной занятости, которые обеспечат им трудовое воспитание. Если ваш ребенок еще не бывал на таких занятиях, дайте ему такую возможность, создайте условия для полноценного формирования личности! Это большое подспорье для всех семей, а особенно для тех, где нет бабушки и дедушки, где мама (или папа) воспитывает ребенка в одиночку. Тогда одна из проблем современных детей – дефицит заботы и заинтересованности со стороны взрослых, думаю, будет решена.

Выполнение коллективной работы создает условия для сотрудничества — дети  учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

 Я желаю всем родителям радости общения со своими детьми и взаимной любви!

 

 

Полезная ссылка https://nsportal.ru/karpusenko-elena-gennadevna