Выселки +15 °C

Подписка на газету

Заслуженный учитель России Людмила Бадыкова об учительстве, математике и своём предназначении в жизни

Людмила Бадыкова в окружении своих бывших учеников на 20-летии встречи выпускников, 2017 год.

Строгая, но справедливая — так говорят бывшие ученики про Людмилу Петровну Бадыкову, более 45 лет отдавшую работе в школе. Сегодня Заслуженный учитель России отмечает юбилей. Накануне она пообщалась с нашим корреспондентом.

Влюблённая в математику с детства, она легко заинтересовывала своим предметом учеников. Людмила Петровна не только один из сильнейших математиков района, своё предназначение она видела в умении вовремя подсказать, помочь детям выбрать правильное направление в жизни. Подавляющее большинство её выпускников стали инженерами, экономистами, программистами или бухгалтерами, и все говорят о ней с особой теплотой и благодарностью.

Людмила Петровна, расскажите откуда вы родом? Кем были ваши родители?

Долгая история. Я же ребёнок военных лет. Мама ростовчанка, её отец был начальником комбайнового цеха в «Ростсельмаше». Папа с Дальнего Востока, сирота, его родители умерли в Гражданскую. После детдома его направили в Новочеркасский ветеринарный институт, там они и познакомились с мамой.

Только сыграли свадьбу — началась война. Институт эвакуировался в г.Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР, там я и родилась. В 1944 году, по окончании института, родителей распределили на освобождённую Кубань. Маму назначили главным ветврачом Мостовского района, а отца заведующим ветеринарной поликлиникой. Но пути родителей разошлись, отец уехал в Москву и стал профессором, доктором микробиологических наук. А мама осталась здесь, в связи с её работой, мы путешествовали по Кубани и Адыгее, в итоге я окончила школу в Кореновске и поступила в пединститут на физико-математический факультет.

А почему математику выбрали?

Я очень любила математику с первого класса. И не представляла свою жизнь без этой науки. Хотя в 10 классе мечтала стать программистом. По окончании школы поехала в Ростов поступать на факультет программирования, но немного недобрала баллы и не поступила. Вернулась в Кореновск и работала счетоводом. На следующий год поступила в Кубанский пединститут.

Людмила Петровна, говорят, что учителя помнят каждого своего ученика. Это так?

В принципе, да. Бывает, что не сразу узнаю, но как только начинаем разговаривать, слышу имя и фамилию, конечно, сразу вспоминаю какой класс, как учился, в общем, от и до. Я живу здесь почти 50 лет и выпустила очень много классов. В первом моём выпуске была Нина Николаевна Дробышева.

Кем из своих учеников вы особенно гордитесь?

Я всеми горжусь, никого выделять не стану. Много моих учеников работает в «Агрокомплексе», многие на руководящих должностях. Но какая бы должность не была, она — не главное. Важнее, что они хорошие и порядочные люди и, значит, мой труд не прошёл даром.

Вообще, подавляющее большинство моих учеников — экономисты, бухгалтера, инженеры, программисты. Гуманитариев практически нет.

А вы помните тот первый день, когда переступили порог школы в качестве учителя?

По окончании института в 1966 году распределение закинуло меня в Калмыкию, в этот год калмыкам только разрешили вернуться из ссылки на Родину. Работала там учителем математики, и даже полгода директором восьмилетки. Помню, как меня хорошо принял коллектив и дети. Ни в первый день, ни в последующие дни волнения у меня не было. Наверное, в силу характера. Я всегда была командиркой, с малых лет. В школе была звеньевой, председателем Совета отряда, потом комсоргом. Видимо гены (улыбается). Мамин отец сам всего достиг в жизни, был очень целеустремлённым человеком, папа мой тоже, мама всегда на руководящей должности. Родная мамина сестра входила в десятку лучших химиков Советского Союза. Именно она планировала азотно-туковые заводы Северодонецка, по её проектам строили заводы в Китае.

Как вы оказались в Выселках?

Отправившись в Калмыкию по распределению, я уже была замужем, потом ушла в декрет, и вскоре мы вернулись в Кореновск. Немного поработала в кореновской школе, а в 1968 году пришла работать в Выселки, в первую школу. Просто потому, что там было место учителя математики. Мне сразу дали двухкомнатную квартиру, как молодому специалисту.

Коллектив был очень хороший, вспоминаю с большой благодарностью всех педагогов, которые помогли моему становлению в профессии.

Если говорить о современном образовании, как вы относитесь к современному многообразию школьных программ?

Математика везде одинаковая. Отличаются только спецклассы, где усиленно изучают математику и в старших классах уже преподают высшую математику.

Вы считаете это оправданно? Раньше ведь в школе не затрагивали вышмат?

Время сейчас другое, общее развитие другое. Посмотрите, какие сейчас умные дети. Они же буквально с рождения с телефонами в руках. Вот у меня соседка сидит с внучком, ему ещё трёх лет нет, а он уже читает. Она его не заставляла, ему самому интересно. Дети более развиты и им необходима большая нагрузка.

Если сразу ребёнка не нагружать, он расслабляется и начинает отставать от сверстников. Не потому, что он глупее, а просто вовремя не нагрузили, не дожали. Меня поддержит любой учитель.

Сейчас дети часто определяют себя гуманитариями и не хотят изучать математику, мотивируя тем, что она в жизни не пригодится. Как вы относитесь к такому условному разделению?

В таком случае я всегда говорила своим ученикам, неважно кем вы будете после школы, математика вам необходима. Именно математика развивает логическое мышление. Ни один предмет так не развивает мозги. Способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи — это всё математика.

А что делать, если не даётся математика ребёнку? Зубрить?

Не бывает таких детей! Во-первых, уверенность надо вырабатывать с младших классов. Родители тоже должны способствовать этому, хвалить за верные вычисления. Во-вторых, очень важно, когда ребёнок понимает тему на уроке. А, когда начинает получаться, ему хочется этим заниматься. Легче всего сказать, что не понимает, не соображает. Ребёнок так защищается от неудач.

Как вы относитесь к ЕГЭ?

Положительно. Помню, как мы поступали в институты: если завалил экзамены в один вуз, в другой уже не поступишь. Так было у меня и я потеряла год. А вот мой внук после окончания школы подал документы сразу в пять вузов, а потом выбрал в какой идти учиться. В этом году он заканчивает магистратуру МГИМО. То есть у детей сейчас больше шансов поступить.

ЕГЭ показывает знания ребёнка? Часто можно слышать, что это лотерея, кому-то повезёт, а кому-то нет.

Конечно показывает! Другое дело, что ребёнок может растеряться, перенервничать и совершить глупую ошибку. На контрольных у меня часто бывало: напишет, сдаёт листочек, и на выходе из класса до него доходит, что совершил ошибку: «Людмила Петровна, можно исправлю?!». Если сам спохватывался сразу, я разрешала исправить, с ЕГЭ такая фишка не пройдёт, конечно.

В чём секрет дисциплины на уроке?

Дисциплина у меня всегда была хорошая. Мне удавалось завладеть вниманием детей, они понимали, что надо сидеть и слушать, тогда не будешь отставать. К тому же, думаю, многое зависит от характера учителя. У меня, например, была учительница математики, которая только по коридору шла, а мы уже все в классе по стойке смирно стояли. Не потому, что она была злая, просто спуску нам не давала, была строгая и требовательная.

Были ли у вас на уроках какие-то негласные законы, традиции? Какая участь постигала опоздавшего на урок?

Если честно, у меня практически не бывало опоздавших. Математику старались не пропускать. Как говаривали мои ученики, лучше послушать на уроке, нежели сидеть и самому разбирать тему. Прогуляешь — сам себе вреда наделаешь. Но если всё-таки опаздывали, я сразу видела произошло это случайно или намеренно. В любом случае, никогда не выгоняла из класса, максимум стояли и то не весь урок.

Чего дети не прощают?

Лжи и фальши. А ещё дети не прощают несправедливости и предвзятого отношения. Для меня всегда все ученики были равны, вне зависимости от того, кем работают их родители. Я никогда не разделяла детей ни по какому принципу.

Вы помните своих учителей?

Учителей математики помню всех. В первый класс я пошла в Тихорецке. Хорошо помню первую учительницу Галину Павловну. В то время дети приходили в школу без начальных навыков чтения и письма. В классе было 50 человек (!) — как она научила нас читать, писать и считать, ума не приложу!

В Новомихайловской школе потом я проучилась недолго. Следующая моя школа была в Майкопе и там прекрасная учительница математики Лариса Дмитриевна.

Кто оказал на вас наибольшее влияние?

Лариса Дмитриевна. Из-за того, что мы часто переезжали из одного района в другой, так получилось, что именно в Майкопе я училась три года — 5,6,7 классы. Она была строгая и справедливая, кроме того, Лариса Дмитриевна была великолепным педагогом, я ей очень благодарна.

Есть устоявшееся мнение в обществе, что математики и физики — чёрствые и практичные люди, напрочь лишённые романтики. Это так?

Нет, это не совсем так. Романтика нам не чужда, может быть, мы воспринимаем её более естественно, чем другие (смеётся).

Что самое сложное в профессии учителя?

Понять ребёнка, увидеть его потенциал и суметь его раскрыть. Это самое важное. И это очень трудно: в классе 40-45 человек и все разные. Суметь найти подход к каждому, заинтересовать своим предметом. Кого-то надо похвалить, кого-то поругать, с кем-то строже, с кем-то мягче. Любой учитель — психолог.

Какими главными чертами должен обладать учитель?

Быть справедливым по отношению к детям. И, конечно же, хорошо знать свой предмет, владеть методикой преподавания. Это не сразу даётся, приходит с годами. Очень важно не заноситься, считая себя семи пядей во лбу, а продолжать самообразование на протяжении всей жизни, не застаиваться на месте, а постоянно расти в профессии.

За что вы любите свою профессию?

Самое прекрасное — наблюдать, как меняются ученики, из несмышлёнышей превращаясь в образованных людей, осознавать, что в том числе благодаря тебе они достигают чего-то в жизни.

Недавно вспоминала случай. Раньше, если ученик пропускает школу, мы были обязаны идти к нему домой, беседовать с ним и с родителями. Так вот, один мальчик перестал ходить в школу, я пришла к ним, а он, пятиклассник, объясняет, что вместо школы ходит на рыбалку, продаёт соседям рыбу, чтобы купить хлеб и масло. Мать запила, надломилась, что-то произошло в жизни у женщины. Потом она взялась за ум и всё хорошо у них стало. Но в тот момент ребёнок нуждался в поддержке, я постаралась её оказать. Он окончил 8 классов и работал в строительстве. Мне было приятно, когда мы встретились спустя время, он спросил моего совета по поводу дальнейшего обучения. Я всех учеников поддерживала и поддерживаю в этом плане. Всегда есть куда расти, развиваться. Если есть возможность получить дальнейшее образование, обязательно используйте её! Учиться никогда не поздно.

Вот это главное в учительской работе — не просто научить своему предмету, а попытаться помочь в жизни, подтолкнуть в нужную сторону.

Вы 45 лет работали в школе. Труд учительский нелёгок, никогда не было сожаления по поводу выбора профессии?

Нет! Не жалею и не жалела никогда. Изначально я любила математику, и так распорядилась судьба, что стала учителем. Значит, я нужна была в этой профессии.

На подоконнике рассада подрастает, вы любите заниматься огородом?

Главное — я не могу сидеть без дела. Мне необходимо чем-то заниматься, просто лежать на диване у телевизора я не умею. Конечно, я могла и купить 10 корней рассады капусты на рынке. Но вырастить самой — интереснее.

Людмила Петровна, вы счастливый человек?

Я считаю, что да. Пусть я выросла не с родным отцом, меня воспитывал отчим, но он был добрым человеком и очень меня любил. У меня была прекрасная мама. Замечательные дети: дочка экономист-бухгалтер, сын — предприниматель, оба получили высшее образование. Внук — моя гордость. Любимая работа, где меня уважали и ценили, у нас был очень дружный, хороший коллектив. С уверенностью говорю, что я счастливый человек.

А в чём вы черпали вдохновение и силы?

В детях. Какое бы ни было настроение, бывало и кошки скребут на душе, а приходила на работу, и с детьми забывала обо всех неприятностях. Дети всегда подпитывали оптимизмом и верой в хорошее.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Ваша самая характерная черта?

Целеустремлённость.

Любимый писатель?

Чехов.

А поэт?

Пушкин.

Что для Вас счастье?

Быть нужной.

Самая яркая, на Ваш взгляд, историческая личность?

Для меня — Ленин.

На кого Вы хотели быть похожей в детстве?

На учительницу математики Ларису Дмитриевну.

Вы оптимистка?

Да! Чем старше становлюсь, тем оптимистичнее смотрю на жизнь.

Где бы Вы хотели побывать?

В Риме и Париже.

Горы или море?

И море люблю, и пешие походы по горам всегда любила.

Какое качество в людях Вас раздражает?

Гонор, заносчивость.

А что восхищает?

Человеколюбие.

Что Вас сегодня порадовало?

Солнце за окном, хорошая погода, у детей всё хорошо.

Любимый город?

Если связанный с юностью, то Краснодар. А если город, как центр культуры, то Ленинград.

Опишите его в трёх словах.

Ленинград поразил меня высоким уровнем культуры, невероятным добродушием и интеллигентностью своих жителей.

Вас легко вывести из себя?

Да, я вспыльчивый человек, остро реагирую на любую несправедливость.

Вы разбираетесь в людях?

В силу своего возраста, скорее да. Моя извечная проблема — я часто думала о людях лучше, чем они есть на самом деле и жестоко разочаровывалась.

На что Вам не хватило смелости в жизни?

Я смелая и решительная всегда была. Нет такого.

Всего добились в жизни чего хотели?

Да. Я никогда не стремилась стать директором школы и завучем, но в своей профессии я достигла многого, я считаю.

Вы верите в судьбу?

Наверное не столько в судьбу, сколько в гены.

Есть что-то, чего Вы боитесь?

Я боюсь только за своих детей и внуков, за родственников в Североденецке. Боюсь стать обузой своим детям из-за какой-нибудь тяжёлой болезни. Вспомнились слова из комсомольской песни «Если смерти, то внезапной, если раны — небольшой».

Какие художественные фильмы предпочитаете?

Исторические картины всегда смотрю с удовольствием. Про любовь уже неинтересно, а вот история — да.

Вы жаворонок или сова?

Жаворонок. А вообще я не привыкла долго спать. Когда работала в школе, часто приходилось ложиться поздно: проверяла тетрадки, а вставала рано. Привычка осталась на всю жизнь.