Общество

22.09.2023

Государственной санитарно-эпидемиологической службе 101 год

Славный путь государственной санитарно-эпидемиологической службы России длинной в 101 год – ценим прошлое и строим будущее!

В 2023 году 15 сентября государственной санитарно-эпидемиологической службе России исполняется 101 год со дня образования.

Этот профессиональный праздник — День федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлен Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 сентября 2022 г. № 486 «Об установлении профессионального праздника — Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора», изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. № 1016 «Об установлении профессиональных праздников» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 2606-р и определена дата его празднования — 15 сентября.

Историческими предпосылками создания службы в стране являлись, в первую очередь, многочисленные эпидемии инфекционных болезней, которые уносили тысячи жизней. Низкий уровень коммунального обустройства населенных пунктов, проблемы с питьевым водоснабжением, отсутствие гигиенически безопасных условий труда на предприятиях, низкая санитарная культура населения являлись основными неблагоприятными факторами, влияющими на состояние здоровья населения.

Наиболее остро проблемы массовых инфекционных заболеваний и их широкое распространение возникли в начале XX века в период первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны.

11 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.

Н.А. Семашко — первый народный комиссар здравоохранения РСФСР

За период 1918-1920 гг. Советом Народных Комиссаров были приняты более 100 важнейших декретов по здравоохранению, направленных на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний.

Особое место среди них занимает Декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах Республики», 15 сентября 1922 г., который определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа. Этот день является днем образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России.

Декрет положил начало организационному объединению сложившейся в предыдущие десятилетия системе профилактической медицины, систематизировал все санитарные меры, которые применялись советским правительством. Был определен круг задач и деятельности санитарных органов республики, сосредоточенных в Народном Комиссариате Здравоохранения и в местных отделах здравоохранения: а) санитарная охрана воды, воздуха и почвы; б) санитарная охрана жилищ; в) санитарная охрана пищевых продуктов; г) организация противоэпидемических мероприятий; д) организация борьбы с социальными болезнями; е) охрана здоровья детей; ж) санитарная статистика; з) санитарное просвещение; и) участие в вопросах санитарной охраны труда и общей организации лечебно-санитарного дела. С принятием декрета в стране начинается формирование государственных санитарных органов, основной задачей которых определялась борьба с эпидемиями, профилактика инфекционных болезней, формирование санитарного дела, внедрение санитарно-гигиенических принципов в жизнь населения.

В соответствии с задачами первого пятилетнего плана развития народного хозяйства работа санитарных органов была перестроена в направлении значительного повышения роли предупредительного санитарного надзора, создания авторитетных органов санитарного контроля, твердой регламентации их деятельности. С целью создания единой системы управления санитарными органами в 1932 году началась повсеместная организация сети специализированных санитарно-профилактических учреждений нового типа — санитарно-эпидемиологических станций. Эта перестройка происходила в соответствии с правительственными постановлениями «Об организации Государственной санитарной инспекции» (23 декабря 1933 год).

С этого момента началось развитие нового этапа становления санитарной службы. В 1935 году была создана Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ). Спустя год ВГСИ вошла в состав Народного Комиссариата здравоохранения СССР.

Великая Отечественная война и связанная с нею миграция огромных масс населения, опустошение обширной территории, оккупированной противником и охваченной военными действиями, многообразные лишения и беды сразу же сказались на эпидемической обстановке в стране. Уже 30 июня 1941 года совместно с Народным комиссариатом путей сообщения было издано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов». В нем был предусмотрен целый комплекс противоэпидемических мероприятий, которые должны осуществлять территориальные органы здравоохранения и врачебно-санитарная служба транспорта.

В годы войны особая роль в санитарно-эпидемиологическом обеспечении охраны здоровья населения страны принадлежала военно-медицинской службе, которой, наряду с лечебной работой, приходилось заниматься и проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий. 2 февраля 1942 года было издано постановление Государственного Комитета Обороны «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». Принцип профилактики, как основы всей противоэпидемической работы по сохранению эпидемиологического благополучия, являлся главным в работе военно-медицинской службы. При возникновении инфекционных заболеваний действия военных эпидемиологов, прежде всего, были направлены на ликвидацию очага: раннее активное выявление больных с подозрением на инфекционное заболевание, их немедленную изоляцию и госпитализацию.

В 1950-х годах в основном завершилась ликвидация последствий войны, здравоохранение страны вступило в новый этап. В это время произошло объединение государственной санитарной инспекции и санитарно–эпидемиологической службы, что ознаменовалось началом очередного этапа в развитии санитарной службы. Постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1963 года № 1107 «О государственном санитарном надзоре в СССР» утвердило новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР». В этих документах был определен государственный характер санитарно-эпидемиологического надзора, установлена структура службы, номенклатура ее учреждений и должностных лиц, а также основа его дальнейшего развития.

Вышедшее в дальнейшем в 1973 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» расширило и конкретизировало задачи, цели, функции и полномочия госсанэпидслужбы.

Началась новая эпоха развития службы, совершенствование качества и эффективности ее работы.

Наиболее значимой вехой в предании государственного статуса санитарно-эпидемиологическому надзору явились 90-годы прошлого века. В 1991 году принят первый закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который значительно поднял статус госсанэпидслужбы и ее роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом же году был образован Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти, была выстроена четкая вертикаль руководства. Учреждения санэпидслужбы в субъектах страны были выведены из ведомственного подчинения органам здравоохранения и переведены на централизованное управление и финансирование из федерального бюджета. Это позволило усилить надзорные функции, повысить требовательность к должностным лицам, предприятиям, организациям, гражданам.

В 1998 году Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации был реорганизован в Департамент Госсанэпиднадзора Российской Федерации, вошедший в структуру министерства здравоохранения Российской Федерации. В 1999 году принят второй федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепивший позиции госсанэпидслужбы.

Значительных изменений в структуре территориальных органов не произошло. В этот период проводилась большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств местных бюджетов, что позволяло в полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Совершенствовалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 2004 году начался новый этап в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. В рамках проводимой Административной реформы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1024-р от 30 июня 2004 года проведена реорганизация государственной санитарно-эпидемиологической службы путем слияния с государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и созданием нового органа федерального контроля – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вошедшей в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации создана структура отличная от ранее функционирующих органов госсанэпидслужбы и представлена органом, осуществляющим контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей – Управление Роспотребнадзора и учреждения, обеспечивающее деятельность Управления – Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Новые органы на уровне субъектов Российской Федерации созданы в начале 2005 года.

В состав Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю вошли 16 территориальных отделов, одним из которых является Территориальный отдел Роспотребнадзора в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском районах (далее Территориальный отдел).

В структуру ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» вошли 14 филиалов, один из них Усть-Лабинский филиал, объединяющий Усть-Лабинский, Выселковский, Кореновский и Динской районы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 проводилось реформирование федеральных органов исполнительной власти. Роспотребнадзор перешёл в прямое подчинение Правительства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ за Федеральной службой оставлены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. При этом, на Службу возложены новые полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей. С этого времени работа службы определяется двумя направлениями: санитарно-эпидемиологическим и по защите прав потребителей. Возложены новые функции, требующие применения новых методов работы, расширения юридической базы, большого опыта и профессионализма. В новых условиях была выстроена система слаженной работы сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора и Усть-Лабинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». Были отработаны пути взаимодействия с различными государственными структурами, заработали «горячие линии» для населения курируемых районов, был открыт Консультационный пункт для потребителей по защите их прав.

Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в 2014 году сотрудники ТО и филиала привлекались к участию в проведении мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период подготовки и проведения XXII Зимних Олимпийских игр и XI Зимних Паралимпийских игр. Проводили ежедневный мониторинг за соблюдением требований санитарного законодательства с отбором проб (образцов) продукции на объектах, занятых организацией питания спортсменов и обслуживающего Олимпийские игры персонала, расположенных на соревновательных и не соревновательных объектах. Самоотверженный труд всех специалистов санитарно-эпидемиологической службы Кубани, позволил не допустить появления вспышек и массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений и других ситуаций, угрожающих жизни и здоровью населения.

Специалисты службы приняли активное участие в мероприятиях по недопущению распространения пандемии, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Глобальное распространение COVID-19 чрезвычайно обострило и вывело на новый уровень понимание важности противоэпидемических, профилактических и просветительских аспектов деятельности санитарно-эпидемиологической службы.

Ежегодно укрепляется материально-техническая база испытательного лабораторного центра Усть-Лабинского филиала, приобретается новое оборудование, расширяется спектр проводимых лабораторных исследований. В текущем году в филиале на базе бактериологической лаборатории в ст. Выселки открылась ПЦР-лаборатория (отделение молекулярно-биологических исследований).

Сегодня в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском и Динском районах и Усть-Лабинском филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» трудятся настоящие профессионалы, избравшие защиту здоровья граждан, их санитарно-гигиеническую безопасность и потребительское благополучие своим призванием.

Оглядываясь назад, мы видим, что государственная санитарно-эпидемиологическая служба России прошла долгий, непростой, но достойный путь. На различных этапах развития государства организационные формы государственной санитарно-эпидемиологической службы подвергались структурным и организационным изменениям. Но неизменными оставались государственный характер и единство основных принципов санитарно-гигиенического дела, его комплексность и тесная связь с достижениями медицинской науки в области гигиены и эпидемиологии.