Выселки +30 °C

Подписка на газету
Общество

7.12.2017

Письмо из Воронежа

Это письмо мы получили из Воронежа от Глеба Ковалёва. В нём рассказ, посвящённый памяти Жерегели Николая Фёдоровича, прадеда автора письма.

Николай Фёдорович участник Великой Отечественной войны, воевал за освобождение Кубани и в 1965 году в Выселках и Кореновске он еще встречал своих однополчан.

ПЕРВАЯ СПЕЦШКОЛА ВВС

В 1912 году над воронежской землей появился первый аэроплан системы «Блерио». При формировании военного училища (с 1922 по 1924 годы) сначала стали поступать самолеты «Моран-Парасоль « и «Моска», Пороховщикова и «Авро», с сентября 1923 года — «Анрио» и «Ньюпор», закупленные за границей или захваченные у белогвардейцев и иностранных интервентов в годы гражданской войны. С 1935 по 1939 годы на первоклассных по тому времени самолетах И-15, И-16, ЦКБ-26, АнТ-6, ТБ-3 советские летчики уже ставили мировые рекорды. В 1940 году появились замечательные истребители ЯК-1, МИГ-3, ЛаГГ-3. В фильме Евгения Матвеева «Особо важное задание» показано как перед войной на воронежском авиазаводе в сжатые сроки налаживали выпуск штурмовика ИЛ-2.

И когда в тревожное для страны время возникла необходимость создания специальных средних школ ВВС, недостатка в поступающих не было. Отбор проводился жестко. Требовалась успешно сдать экзамены по математике, физике, химии, русскому и иностранному языкам, пройти медицинскую и мандатную комиссии. Так в январе 1941 года была сформирована шестая воронежская школа ВВС. Сразу ввели военную форму одежды, военную подготовку: матчасть самолета и моторов, аэронавигация, теория полета, воздушная стрельба, тактика ВВС, метеорология. Из учебных пособий были 3 самолета, 4 мотора, 2 планера. Среди первых курсантов зачислены Николай Жерегеля и будущий инженер-космонавт Константин Феоктистов.

Фронт приближался к Воронежу. Над городом все чаще стали появляться немецкие самолеты, сбрасывающие парашютистов-диверсантов, разведчиков. Молодым спецам было дано задание по их истреблению. Также ребята рыли противотанковые рвы, возводили проволочные заграждения, минировали мосты, устанавливали ежи.

Стал вопрос об эвакуации спецшколы. В вагоне-теплушке с двух сторон были возведены двухъярусные нары и ребята поехали. Борисоглебск, Ртищево, Саратов, Поволжье, где в пункте Урбах курсанты получили задание вынимать из витрин стекла, расписанные свастикой. Дальше путь пролегал через Новосибирск, Омск, Петропавловск, Кокчетав… Наконец остановились в Караганде. Жили в ветхих бараках, стоял трескучий мороз, сильный степной ветер казалось не стихал ни на минуту. Буранами заносило бараки по самую крышу снегом, а спецы в пилотках и летних ботинках. В тяжёлое военное время и для скудной нормы питания на складах не хватало продуктов. Раз в неделю мальчишки могли дополнить свой паек, купив вскладчину кому-то одному банку гороха.

КРАСНОДАРСКАЯ АВИАШКОЛА

Молодых лётчиков, ускоренно прошедших курс обучения на У-2, направляли в разные авиационные части. Из Караганды Николай попал в Семищенскую военную авиашколу механиков, а затем — в Краснодарскую военную авиашколу пилотов на должность старшего авиамоториста, потом — авиамеханика. Служба в полку при училище наглядно отражена в фильме Ролана Быкова «В бой идут одни старики». Жаль только, что кроме ПО-2 там не показаны другие самолеты военных лет.

С тех пор Краснодарский край для Николая навсегда стал родным. В Выселках он встретил свою любовь Нину Николий. Как пел Колмановский: «У смерти в гостях побывали не раз мы, но я улыбался тебе»… Будущая жена натерпевшаяся, как и все во время оккупации, её маму Николий Марию Николаевну, немцы босую вытаскивали на снег из собственного дома. После освобождения Выселок с 1943 по 1949 годы Нина работала кредитным инспектором Выселковского отделения Госбанка СССР. Последнее звание ее было младший советник финансовой службы первого ранга.

Полк (в прежнем делении — эскадрилья) перебрался в Козырьки, а затем в станицу Кореновскую. После расформирования Краснодарской военной авиашколы пилотов Николай в 1945 году был зачислен старшим мотористом в Черниговское военное авиационное училище летчиков, а затем — механиком во второй полк Армавирского авиационного училища.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СЛУЖБА

Несомненно опыт военных лет помог Николаю Жерегеле стать профессионалом. С 1951 по 1956 годы он — слушатель Харьковского Высшего авиационного инженерного военного училища, которое окончил с отличием. Супруга в это время работала на Харьковском авиационном заводе, где получила 4 разряд испытателя цеха № 17.

По окончании училища, для Николая началась инженерная служба сначала в Белоруссии, затем с 1957 года — в ГСВГ. Это период, когда на территории восточной Германии был предотвращен ряд террористических актов, в городах стояли танки, а в итоге была возведена знаменитая Берлинская стена.

Во время Карибского кризиса молодой офицер был отозван из отпуска прямо с Выселковского пляжа. Небо над страной охраняли самолёты «МИГ-17».

В 1964 года Жерегеля Николай получил назначение в  Туркестанский военный округ, Гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Нестерпимая жара, раскаленные пески. При строительстве капониров — змеи (кобра, гюрза), вараны.

В 1966 году Николай Фёдорович, как старший группы летал на прием к Афганскому королю. Советский Союз поддерживал стабильные отношения с соседом, в Кабуле даже демонстрировался парад нашей авиационной техники — МИГ-21.

Ежедневно наши лётчики охраняли покой страны. Не обошли стороной и Николая Жерегелю тревожные события на границе с Китаем, где летчикам приходилось осуществлять посадку прямо на дорогу, и чехословацкая весна. Действия наших авиаторов послужили сдерживающим фактором также во время арабо-израильского конфликта.

С 1968 года Николай Фёдорович проходил обучение в Академии им. Жуковского в Москве. Ему довелось быть в составе группы расследования гибели Юрия Алексеевича Гагарина.

В 1971 году Николай Жерегеля возглавлял государственную экзаменационную комиссию в Высшем военном авиационном училище Харькова.

С 1972 по 1974 годы Николай старший инженер по самолётам и двигателям 379 Армейской летающей лаборатории по авиационной технике, 34 воздушной армии. В это время полковнику Жерегеле Николаю Федоровичу очередную награду вручил генерал-лейтенант авиации Дольников Григорий Устинович, образ которого послужил прототипом главного героя повести М. Шолохова «Судьба человека».

ЭПИЛОГ

Из жизни Николай Фёдорович ушел 29 октября 2009 года.

О военной молодости напоминает лишь звезда над могилой его любимой жены на Выселковском кладбище. А на его плите выбиты строки из гимна спецшколы:

«С аэродрома соколиной стаей

Идут ребята в синеву небес.

Ты помнишь соколят своих,

Шестая Воронежская школа ВВС».

Эпиграф взят из стихотворения «Крылатая юность моя» выпускника шестой спецшколы ВВС Виктора Зубкова.

На фото Жерегеля Николай Фёдорович, Краснодарский край, годы войны.