Выселки +20 °C

Подписка на газету

Преподаватель Выселковской ДШИ Татьяна Мнацаканян — о счастье, дружбе, любви к детям и планах на будущее

Более 25 лет Татьяна Мнацаканян преподаёт в выселковской детской школе искусств, работала с детьми театрального отделения, в общем хоре и всегда мечтала создать свой ансамбль. Недавно мечта исполнилась, теперь её «Музыкальные витражи» покоряют сердца зрителей патриотическими песнями и даже поют Гимн страны. Кроме того, Татьяна сама поёт на сцене, её обожают выселковцы, радуясь её сольным номерам.

Мы встретились с певицей, хормейстером и просто красивой женщиной накануне Дня Татьяны.

Итак, она звалась Татьяной… Почему родители выбрали это имя, и как Вас называли в детстве?

Когда я родилась собрался семейный совет, решали какое имя дать ребёнку. Бабушка предлагала назвать Софьей, дедушка — Аделиной, мама — Наташей, тётя предложила Таней и все согласились. Чему я необычайно рада. А в детстве меня звали Золотце (смеётся) и Татьянка.

Татьяна Валерьевна, почему Вы выбрали музыку?

В детстве я пела везде: дома, на огороде, на прогулке. В 1980 году сама записалась в музыкальную школу: к нам в садик приходили агитировать педагоги. Но я пошла туда не из-за музыки, а потому что преподаватель Наталья Протос была очень красивая. Потом были вступительные экзамены, моим учителем стала Елена Германовна Федотовская. Тогда не было больших возможностей слушать музыку, радио, конечно, всегда работало, по телевизору нечасто были музыкальные передачи. В журналах публиковали песни с нотами и музыкальный отдел в книжном магазине был центром притяжения. Мама никогда не жалела на это денег. Это сейчас в интернет залез и всё скачал, а тогда гонялись за журналами. У меня до сих пор хранится внушительная стопка журналов того времени.

Вундеркиндом не была в музыкалке, но мне очень нравилась вся эта атмосфера. Любимым предметом был хор. После начальной школы я стала писать сама музыку, классом мы пели мои песни. Я всегда была активной в школе, выступала на различных мероприятиях. Музыка меня согревала.

Родители музыкальные люди?

Нет, я одна такая уродилась. Вообще, я уверена, что музыкальные способности надо развивать: все рождаются с абсолютным слухом и поставленными голосами. Может, кто-то со мной не согласится, но я пришла к такому выводу.

То есть любого ребёнка можно научить петь?

Да, если он сам этого хочет. Музыкальный слух развивается. У меня есть практика, когда дети в хоре не поют, а просто слушают. Бывает от непонимания они обижаются, считая, что если не петь в хоре зачем вообще приходить, но я объясняю, что так воспитывается музыкальный слух.

Воспитывается он и классикой Чайковского, Бетховена, Шопена, Баха и т. д. Проблема в том, что дети не умеют слушать музыку, посмотрите на молодёжь на концертах нашей школы, они же все поголовно в телефонах, им там интереснее.

«Музыкальные витражи» — ансамбль, который был давней мечтой хормейстера Татьяны Мнацаканян

Вам не кажется, что с развитием современных технологий наша читающая и поющая страна стала мало петь и читать? Исчезают застольные песни.

Да, соглашусь, мы стали меньше петь, но не все (смеётся). Вот мы, например, с подружками когда собираемся, обязательно поём. И их дети с нами рядом, они впитывают всё. Многое зависит именно от воспитания в семье.

Если говорить об общеобразовательной школе, разве там есть пение сейчас?

Всё зависит от преподавателя и меня никто не убедит в обратном. Если учитель захочет, дети будут петь на уроках музыки. И ещё, мне кажется, проблема в том, что не стало смотров строя и песни внутри школ и между школами.

Я помню был период, когда вторая школа была самая поющая, и это благодаря преподавателю Елене Владимировне Кулик, она горела своей работой и зажигала нас, детей.

По окончании музыкального училища в Казахстане, год я работала в школе учителем музыки. Мы пели с детьми все популярные на тот момент песни, мне казалось, что их необходимо заинтересовать, и это получилось. Мы и классику слушали, необходимую по программе и песни пели. Пару лет назад в «ОК» меня нашла моя ученица из тех первых, она мне написала столько тёплых слов, что я обрыдалась. Я всего год у них преподавала.

Важнейшее и любимое в работе с детьми?

Любовь к ним, терпение, искренность. Любовь детей надо заслужить, её не выдают вместе с дипломом об окончании музыкального училища. Это приобретённое и самое ценное в работе. С ними важно быть собой, не играть никакую роль, не притворяться, быть настоящей. Я и гаркнуть на них могу, и обнять.

А когда вижу результат нашей совместной работы, приходит гордое понимание: «МОИ!». Пусть это прозвучит эгоистично, дети чувствуют, слышат меня, верят мне, хотят петь, любят музыку и меня. Это дорогого стоит.

Старшим детям сказала, что до конца 11 класса их не отпущу. Сейчас с ними одно удовольствие работать, самые сливки пошли. Три урока занятий и они уже так поют, что дух захватывает.

Что самое тяжёлое в работе?

Когда ребёнок хочет петь, а у него не получается. Чтобы получилось необходимо время, порою даже год и два. А если ещё у родителей амбиции, то вообще, тушите свет. Я всегда говорю им: не спешите забирать ребёнка из хора, всему своё время, верьте мне, я подтолкну, когда увижу, предпосылки к успеху.

Если говорить вообще о сложностях в работе, заполнение бумаг отнимает очень много времени у творчества.

В работе важно, чтоб были союзники и единомышленники. Мне повезло, у меня есть Оксана Алексеевна Землянская. Мы с ней чувствуем друг друга, одинаково думаем.

В спорте важен треугольник «тренер-родители-ученик», а как в музыке?

Точно так же. Невероятно важно, чтоб было взаимодействие с родителями, нужна их поддержка. Сложно бывает, когда они сильно жалеют своих чад. Я сторонник более строгого воспитания и прививания чувства ответственности детям. Они должны понимать слово «надо», чтоб не подвести коллектив.

Да, мне тоже жалко детей: в школе большие нагрузки, дома уроки делать и помощь родителям никто не отменял. Но, если ребёнок ответственный, он и школу не подведёт, и родителей, и музыкалку.

Говорят, что хор — это пример идеального общества. А что главное в хоре?

Единство! Чувство плеча, доверие. Это же единый организм и, да — идеальное общество. Мы детям говорим, что у них одно дыхание должно быть, потому что если кто-то в хоре поёт фальшиво — фальшивит весь хор. Это как ложка дёгтя в бочке мёда.

Если вдруг что-то не получается, а я вас уверяю, такое бывает абсолютно у всех вне зависимости от возраста, то лучше промолчать. Вот весь хор поёт, а у кого-то если не получается в определённом месте лучше промолчать. И дети порой молчат, а потом докладывают мне, где, как и почему они выдержали паузу, чтоб не подвести весь коллектив.

Мы с Оксаной Алексеевной на каждом занятии говорим детям о необходимости любить друг друга, уважать, ценить, без этого не будет хора. Приучаем старших присматривать за младшими, помогать.

«Музыкальные витражи» после выступления

А кто выбирает репертуар «Витражей» и почему превалирует патриотическая направленность?

Выбираю я. Мне нравится не только патриотическое, но и про любовь. Стараюсь перемешивать композиции, чтоб у детей тоже оскомины не было от однообразия. Много песен о России будем петь в этом году на академическом итоговом концерте, и они более лирические.

Мне хочется через музыку нести другим детям и вообще людям любовь к Родине. Именно искусство важнейшая составляющая в воспитании патриотизма. Я просто в восторге от того, что сейчас востребовано всё это.

А есть планы совместной работы с оркестром «СоЛяМио Бенд»?

Живая музыка это непередаваемо классно. И было бы прекрасно совместно исполнить что-то. Но это огромный и длительный труд двух коллективов. Один коллектив должен отрепетировать и второй, а потом вместе и всё должно совпасть идеально.

Какие задачи ставите на новый учебный год?

Главное — не потерять наработанный профессионализм. Следующий год конкурсно-хоровой, поэтому на него большие планы и лёгким он не будет. Раз в три года среди школ проходит обязательный конкурс, где могут выступать солисты, дуэты, квартеты, ансамбли и хоры. Вот к этому надо основательно готовиться. В принципе мы и сейчас нарабатываем для этого почву. Важно — не подвести школу, район. Когда есть свой коллектив, это уже особая ответственность.

Татьяна Валерьевна, а перед концертами, когда дети выступают, сильно волнуетесь?

Вы знаете, часто бывает накатывает какой-то дикий страх, что я ничего не знаю, не умею, дети сейчас запутаются, прям паника. Но я понимаю, что ни в коем случае нельзя это показать детям. Поэтому не только волю, всю себя в кулак собираю. И, чтоб дети не расслаблялись, хитрю немного, говорю им, чтоб они следили за мной, что я тоже могу что-то забыть, а они должны меня выручить. Они концентрируются и у нас всё получается.

Справедливо ли утверждение, что в хор идут те, кто не состоялся как солист?

Ерунда полная! Я стараюсь, чтобы в хоре каждый смог проявиться как солист. Такую возможность необходимо давать детям, они должны вырабатывать уверенность. Дети разные, конечно: кто-то боится, кто-то наоборот рвётся. Все старшие дети в хоре уже могут петь сольно.

Представляете, если массу красивущих голосов выставить вместе и этот хор запоёт? Красота!

Знаю, что Вы поёте в церковном хоре. Как давно и что подтолкнуло?

Мне всегда очень нравилось церковное пение и, я благодарна Богу, что, когда построилась церковь в Выселках, меня пригласили туда петь в хоре. Нас собирала Ольга Викторовна Сирик, все вместе мы учились новому — несколько раз в неделю собирались и занимались по два-три часа. В этом году нашему хору исполняется 25 лет. Мы поём на литургиях и по большим праздникам. А ещё участвуем в православных фестивалях и конкурсах.

Татьяна Валерьевна, а много вы музыкальных композиций написали?

Бывает, приходит муза или озарение, пишу. На православную тематику, например, около десяти песен. На юбилее ДШИ в декабре звучал гимн преподавателей, на мою музыку тоже.

Блиц-интервью

Ваша самая характерная черта?

Я умею дружить.

Что вдохновляет на свершения?

Желание перейти на новый уровень.

Чем в жизни гордитесь особенно?

Горжусь своей ученицей Дашей Чернышевой, она училась у меня 11 лет.

Сколько у Вас настоящих друзей?

Четверо. Пусть некоторые далеко, но, я знаю, что в любой момент они меня поддержат.

На что Вам не хватило смелости в жизни?

Я всегда мечтала петь в Большом академическом хоре, но настолько не верила в себя, что не решилась даже попробовать. Не нашлось рядом человека, который бы дал мне волшебного пенделя, подтолкнул, поверил в меня.

Вы счастливый человек?

С годами понимаю, что счастлива. Я пою! Обожаю свою работу. Умею любить, дружить, чувствовать, ведь не каждый может похвастаться этим. Счастье для каждого своё. Помните как в фильме: счастье — это, когда тебя понимают. У всех жизнь складывается по разному, нет определённого набора необходимого для счастья.

Как Вас называли в школе?

Мотылёк. В училище называли Мнаце, сокращённая форма фамилии.

Как Вы относитесь к критике?

По всякому (смеётся). Если перед критикой меня сначала похвалят, тогда нормально.

Вас легко вывести из себя?

Я долго терплю, но наступает момент, когда терпение лопается, и тогда я выскажу всё, что думаю.

Самое отвратительное качество в людях?

Чёрная неблагодарность и подлость.

Самое прекрасное качество человека?

Отзывчивость, умение подставить плечо.

Что такое дружба?

Дружба — это самое прекрасное что есть между людьми. Сейчас разучились дружить. Ценности изменились, будто люди потеряли ниточку связи с предыдущими поколениями. Разучились помогать просто так. Родители балуют детей, оплачивая им помощь по дому или пятёрки. Не деньги мотивацией должны быть, они должны помогать, чтобы не расстроить маму или папу.

Вы разбираетесь в людях?

Нет, я всем верю, как себе.

Как восстанавливаетесь, когда устали?

Включаю телевизор, чтоб просто разговаривал фоном и ложусь на кровать. Тишину не выношу.

Кого считаете своим учителем?

Их много. В определённые моменты жизни это разные люди, которые оставили след в моём сердце. Елена Германовна Федотовская и Ольга Викторовна Сирик, Таиса Гавриловна …, Юрий Николаевич Бородихин. Светлана Евгеньевна Безбородова подтолкнула меня на сцену, за что я ей очень благодарна.

Вы умеете прощать?

Да. Мне кажется, что я смогу простить всё, даже предательство.