13.08.2019

С «анной» на рясе

Жизнь и смерть первых выселковских священников в дореволюционную пору

Клировые ведомости (от слова клир – священно- и церковнослужители церкви) – отчётные документы приходов Русской православной церкви XVIII – XX веков, содержащие сведения о различных сторонах церковной жизни за истекший год. В настоящее время они являются ценным источником информации о церковных зданиях, приходском духовенстве, причте, лицах духовного звания, населённых пунктах, где расположены церкви. Храмы Выселковского района также отчитывались и направляли свои сведения в Ставропольскую духовную консисторию, поскольку до 1917 года территория Кубани находилась в введении Ставропольской епархии. Корреспондент «ВС» изучил хранящиеся в государственном архиве Ставропольского края некоторые клировые ведомости церкви ст. Выселки и узнал историю трёх выселковских священников дореволюционных лет.

Второй в станице, первый на хуторе

Первое религиозное здание для совершения православных богослужений появилось на хуторе Воровсколесском (будущей ст. Выселки) через три года после основания населённого пункта.

«Молитвенный дом построен в 1895 году тщанием прихожан и освящён в этом же году апреля 13 дня. Престол один – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Зданием деревянный, холодный, на кирпичном фундаменте, покрыт железом, ограды вокруг молитвенного дома нет, колокола висят на столбах. Утварью беден», – говорится в клировой ведомости за 1985 год.

Клировая ведомость за 1895 год. Данные «о прихожанах означенной церкви».

Священника хуторяне нашли рядом – в ст. Березанской. «25 января 1895 года по ходатайству общества хутора и своего согласия [епископом Ставропольским и Екатеринодарским] Агафодором (Преображенским)] перемещён в хутор Воровсколесский [второй священник станичной Крестовоздвиженской церкви] иерей Алексий Петров».

Иерей Алексий Петрович Петров был духовного звания – сыном священника. Когда он возглавил выселковскую общину, ему шёл 31-й год.

С 1884 года о. Алексий, окончивший три класса Кавказской Духовной семинарии, служил псаломщиком в различных храмах Кубанской области. В 1888 году епископ Ставропольский и Екатеринодарский Владимир (Петров) рукоположил его во дьякона, а через пять лет следующий управляющий епархией епископ Евгений (Шерешилов) – во священника.

На какой бы должности о. Алексий не находился, своё служение Богу он совмещал с работой учителя, и, наверное, снискал на этом поприще добрую славу, раз «1892 года декабря 9 дня получил от Епархиального Начальства благодарность за ревностное отношение к церковно-приходской школе со внесением в формулярный список». Кстати, в августе того же года дьякон Петров, клирик Преображенской церкви ст. Брюховецкой, «на свои собственные средства открыл церковно-приходскую школу для девочек, в которой состоял до 10 июня 1893 года заведующим, законоучителем и учителем».

Клировая ведомость за 1895 год. Биография о. Алексия Петрова.

Через 10 дней после этого о. Алексий будет возведён в сан священника, а 26 июня приступит к исполнению своих пастырских обязанностей в Крестовоздвиженской церкви ст. Березанской. А ещё через два года, как мы уже знаем, он станет священником х. Воровсколесского.

Вместе с ним на хутор переедет его 30-летняя супруга Александра Иванова и четверо чад: Капитолина (8 лет), Елена (6 лет), Валентина (4 года), Михаил (4 месяца).

Строитель и учитель

В 1897 году хуторяне построили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, посвятив окончание работ знаменательной дате Коронования Их Императорских Величеств Николая II и Александры Федоровны. Храм был освящён 6 октября того же года на старом антиминсе.

30 июля 1904 года церковь в населённом пункте – уже в ст. Выселки – сгорела (обстоятельства в клировых ведомостях не приводятся). Настоятель и прихожане приступили к возведению нового Дома Божия. Прошло всего полгода, и 17 февраля 1905 года верующие собрались на освящение новопостроенной церкви.

Выселковский храм находился на территории современного парка в районе памятного знака основателям станицы.

«Зданием деревянная, обложенная снаружи до осьмерика кирпичом. Колокольня в первом этаже кирпичная, верх деревянный. Стоимость здания согласно страхового акта – 25 000 рублей» (из клиросной ведомости за 1916 год).

О. Алексий продолжает служить, преподавать в церковно-приходской школе, заниматься общественной работой, как показывают его награды.

Так, он получает серебряную медаль «В память царствования императора Александра III». «1897 года мая 20 дня ему Высочайше пожалована тёмнобронзовая медаль за труды по первой всероссийской переписи населения». А 3 февраля 1900 года батюшка награждается орденом святой Анны III степени. Последней награды удостаивались, например, «лица духовного звания за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах» или те, «кто соорудит церковь там, где по местным обстоятельствам настояла в оной особенная надобность».

В клиросной ведомости за 1904 год указывается, что о. Алексий уже вдов. 9 марта 1906 года ко Господу отходит сам священник Алексий Петров. Без отца и матери остались трое детей: Капитолина (18 лет), Валентина (14 лет) и Михаил (10 лет).

Клировая ведомость за 1905 год. Сообщение о смерти о. Алексия Петрова — первого выселковского священника.

Деятельный пастырь

После, можно так выразиться, «временно исполняющим обязанности настоятеля», в церкви был священник ст. Рязанской о. Филипп Шамрай. В Выселках он пробыл непродолжительное время, и уже 8 мая 1906 года в выселковский храм священником назначен 36-летний иерей Николай Тихонович Михайлов.

Думается, это был деятельный и уважаемый пастырь. В его биографии имелась должность противосектантского окружного миссионера 6-го церковного округа (благочиния), он также «состоял попечителем о народной трезвости 3-го участка [церковного] округа, был следователем 14 окр.».

На посту выселковского священника в 1910 году, о. Николай, как и ранее до этого, избирается на общеепархиальный съезд депутатом от духовенства 22 округа Кубанской области. На самом же собрании, по решению священнослужителей, выселковский батюшка становится председателем съезда от духовенства.

А современным историкам и краеведам выселковский пресвитер известен как автор-составитель «Справочника по Ставропольской епархии» (1911 год).

Титульный лист «Справочника» о. Николая Михайлова (1911 год).

Как долго о. Николай был настоятелем храма, мы не знаем, но с октября 1915 года станичную церковную общину возглавил иерей Антоний Гладышевский. Как сложилась судьба о. Николая Михайлова: умер ли он или продолжил служение Господу в ином месте – из имеющихся в нашем распоряжении документов не ясно.

Последний дореволюционный священник

Священник Антоний Константинович Гладышевский, из крестьян, приехал в Выселки с семьёй в возрасте 42-х лет.

По окончании четырёх классов Ставропольской Духовной семинарии в 1895 году, он успешно выдержал экзамен на звание учителя и до своего рукоположения в дьяконы 24 августа 1899 года, занимался только преподавательской деятельностью.

Священнический сан о. Антоний принял в 1913 году, служил в с. Братском. «К церкви станицы Выселки перемещён по прошению на штатное место священника 27 октября 1915 года».

Об этом сказано в клировой ведомости за 1916 год. Также из указанного документа мы узнаём, что правящий архиерей в последний на тот момент раз посещал приход в 1911 году, а к церкви Рождества Пресвятой Богородицы ст. Выселки временно приписана церковь станицы Новосуворовской (по свидетельству старожилов находилась на территории нынешнего центрального станичного стадиона в районе школы № 17).

Клировая ведомость за 1916 год. Сведения о выселковской церкви.

О. Антоний служил в Выселках до 1918 года. Что случилось потом, об этом в следующем материале истории.

Благочинный Выселковского церковного округа, настоятель храма святителя Николая Чудотворца ст. Выселки иерей Александр Орищенко:

– Знание по истории всегда сами по себе интересны, но для христиан важно то, что теперь за богослужениями или в домашних молитвах мы можем молиться не в общем «о всех преждепочивших отцех и братиях наших», но конкретно поминать по именам выселковских священников, отдавая им дань уважения и глубочайшей признательности за их первые пастырские труды на выселковской земле и надеясь, что Господь простит им «вся согрешения, вольная и невольная», и дарует им Царствие Небесное.

Максим Ватутин